Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Сюань-лань

王玄覽, 626–697? Даосский философ (см. Даосизм). Осн. соч. — «Сюань чжу лу» («Записи о сокровенной жемчужине»). Опираясь на учение «Дао дэ цзина», Ван Сюань-лань детально разработал доктрину «двух дао»: «древнего дао» (оно же «непостижимое», «постоянное дао» — чан дао) и «нового дао» (оно же «профанич. дао» — кэ дао). Первое является универсальнным и вечным принципом мира как целого, второе имманентно каждой конечной вещи, возникает и гибнет вместе с ней: «Непостижимое рождает небо (тянь [1]) и землю (ди [2]), а профанич. дао рождает все сущее. Если есть жизнь, то есть и смерть, поэтому профанич. дао называют непостоянным. Непостоянное рождает свою телесную форму (ти син), а постоянный закон (чан фа) рождает свою истинность». Значит. влияние на проблематику и терминологию Ван Сюань-ланя оказала буд. философия, в частности учение мадхьямики. Для Ван Сюань-ланя характерны рассуждения о соотношении единого и многого, об «истинно сущем» как «ни едином, ни двойственном» (бу и бу эр), об относительности и «пустотности» «всех дхарм» (чжу фа;  см. фа [1], разд. 2). Идеи Ван Сюань-ланя получили развитие в даосизме VII–X вв.
 
Литература:
Чжунго сысян тунши (Общая история китайской идеологии). Т. 4, ч. 2. Пекин, 1957, с. 785–788; Ян Сян-куй. Чжунго гудай шэхуэй юй гудай сысян яньцзю (Исследование древнекитайского общества и древнекитайской идеологии). Шанхай, 1962, с. 490–491.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 171.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.