Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Бянь Хэ

卞和. Бянь ХэБянь ХэВ китайской народной мифологии один из богов — покровителей ювелиров. В основе образа одноименное реальное лицо (VIII – VII в. до н.э.), чиновник времен дин. Чжоу. По преданию, изложенному в  трактате «Хань Фэй-цзы» (III в. до н.э., см. Хань Фэй), Бянь Xэ однажды нашел на горе Цзиншань драгоценный нефрит и поднес его князю Ли-вану. Тот не распознал в куске необработанной породы драгоценность, обвинил Бянь Хэ в мошенничестве и велел отрубить ему левую ногу. Когда на престол вступил У-ван, Бянь Хэ пытался вновь поднести камень князю, но тот велел отрубить ему правую ногу. Когда престол занял Вэнь-ван, Бянь Хэ, прижав к своей груди камень, зарыдал у горы Цзиншань. Вэнь-ван послал человека спросить Бянь Хэ, почему он плачет, и тот ответил: «Я скорблю не о том, что потерял обе ноги, а о том, что драгоценный нефрит называют простым камнем, а честного подданного — мошенником». Тогда князь приказал отшлифовать камень — получился превосходный диск драгоценного нефрита (символ Неба), к-рый в его честь назвали Хэ-би — «диск Хэ». В ср. века Бянь Xэ стали почитать как одного из патронов ювелиров.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

 
В притче из гл. 13 «Хэ-ши» («Господин Хэ») «Хань Фэй-цзы», посвященной Бянь Хэ из царства Чу, присутствуют, как минимум, два историко-хронологических несоответствия. Во-первых, чуским У-вану (прав. 740 – 690) и Вэнь-вану (прав. 689 – 677) не предшествовал государь по имени Ли-ван. Во-вторых, если связать Ли-вана с правлением предшествовавшего У-вану Фэнь-мао (прав. 757 – 741), то получится, что вся история длилась неправдоподобно долго – более полувека. Кроме того, в древних источниках, прежде всего в комментариях Гао Ю (II – III в.) к цз. 6 «Хуайнань-цзы», где упомянут «нефритовый диск господина Хэ» (Хэ-ши чжи би), «Хань шу» Бань Гу (32 – 92) и «Хоу хань шу» Фань Е (398 – 445), при ссылке на данную притчу вместо Ли-вана указан правивший после Вэнь-вана Чэн-ван (671 – 626) и сюжет начинается с У-вана, что сокращает возможную длительность событий до более правдоподобных двух десятков лет. Поэтому ряд авторитетных комментаторов (Хун Лян-цзи, 1746 – 1809; Хун И-сюань, 1765 – 1837; Ван Сянь-шэнь, XIX в.) и переводчик на англ. яз. W.K.Liao приняли здесь последовательность У-ван, Вэнь-ван, Чэн-ван. Однако современный комментатор Чэнь Ци-ю и рус. переводчик А.И.Иванов с этим не согласились.

В итоге добытый Бянь Хэ нефрит был «выточен [в разумную форму]» (ли [1]) ритуально-церимониального диска би [8] с круглым отверстием посередине, который относится к самым древним артефактам китайской культуры, систематически производился начиная с неолита, входил в состав старейшего набора царских регалий (лю юй – «шесть нефритов») и обладал солярно-космологической символикой, возможно, также выступая вместе с «кубком» цун в качестве архаического астролого-астрономического прибора.

Источники:
Чэнь Ци-ю. Хань Фэй-цзы синь цзяо чжу («Хань Фэй-цзы», заново выверенный и прокомментированный). Т. 1. Шанхай, 2000, с. 271 – 278; Иванов А. [И.] Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912, с. 66-69; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 340, 473; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 110, 308; Liao W.K. The Complete Works of Han Fei Tzŭ. Vol. I. L., 1959, с. 113 – 116.

Литература:
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. СПб., 2004, с. 79 – 89.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 400-401.

Авторы: ,
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.