Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Бэй 4

стелы с каллиграфическими надписями. Представляют собой стационарные сооружения разных форм, на к-рых гравировались надписи и тексты. С каллиграфией стел человек сталкивался вне стен своего дома, а именно в гос. учреждениях, храмах, погребальных комплексах. Стелы-бэй бывают двух видов: му-бэй («могильные стелы»), помещаемые в конце «дороги духов» перед захоронением и содержащие текст эпитафии, и вэнь-бэй («стелы письмен»), имеющие разнообразное мемориальное назначение, в частности, стелы в честь выдающихся деятелей лит-ры и иск-ва.
 
Вэнь-бэйВэнь-бэйВэнь-бэй — крупные (выс. под 2 м) плоские каменные прямоугольные плиты на подставках, выставлявшиеся в спец. беседках или павильонах. Фрагменты древних стел заново обрамлялись камнем. Наиболее ценные стелы со временем свозились в гос. собрания, называвшиеся бэй линь («лес стел»), к-рые находились не только в столицах, но и в провинц. центрах. Самый крупный комплекс стел находится в г. Сиань (пров. Шэньси) — Сиань бэй линь. Начало этой коллекции было положено в конце правления дин. Тан (618–907). В наст. время комплекс включает 2300 стел всех видов, датируемых с ханьского периода (206 до н.э. — 220 н.э.) по цинский (1644–1911) включительно. Не столь представительные, но не менее прославленные бэй линь есть в г. Цзуань и Чжаолин (оба в пров. Шэньси). В этих собраниях стелы помещались как под открытым небом, так и в залах и располагались рядами на незначительном расстоянии друг от друга, так что прохождение между ними напоминало прогулку по лесу, с чем и связано название комплексов.
 
Заказчиками мемориальных стел являлись крупные коллекционеры, желавшие увековечить каллиграфич. шедевры, созданные на шелке или бумаге. На стелах также высекались указы императоров, связанные с важными гос. событиями, декреты об основании дворцовых комплексов, храмов, монастырей, строительстве мостов, а также канонич. тексты. Последний вариант стел называется ши-цзин («каноны в камне»). Сооружением мемориальных стел отмечались заслуги человека или целого рода перед троном. В подобных случаях заказчиком выступало гос-во, а исполнителями были придворные каллиграфы, выполнявшие распоряжение императора. При династиях Сун (960–1279) и Мин (1368–1644) стелы, повторяющие каменные прототипы, иногда отливались из бронзы.
 
Могильные стелыму-бэй обязательные элементы погребального комплекса. Их заказывали состоятельные семьи. Эти стелы имеют форму вертикально установленного прямоугольника, но в отличие от мемориальных, верхней части стелы придается овальная форма, декорируемая изображением драконов. Основание стелы закрепляется на спине высеченной из камня черепахи. В верхней части ханьских стел имелось круглое отверстие, служившее своего рода солнечными часами. При последующих династиях это отверстие исчезнет. Тексты му-бэй представляют собой эпитафии с перечислением заслуг усопшего. Каллиграфия этих стел могла быть исполнена как анонимами, так и знаменитыми мастерами. В любом случае высеченные на них знаки считаются оригинальным текстом, в то время как на мемориальные стелы чаще всего наносили копии (линь [2])с прославленных манускриптов. В древности могильные стелы стояли на открытом воздухе, что приводило к эрозии их поверхностей. Определить, с какого времени над ними стали возводить беседки, не представляется возможным.
 
Вариантом могильных стел являются ши-цзе — невысокие стелы круглого или квадратного сечения, к-рые ставились при входе в залы поминовения, входившие в ансамбль погребальных построек, или перед самой могилой. На этих стелах были написаны имя, звание и даты жизни усопшего. Аналогичный текст выбивался на каменных плитах ши-э в верхней части парных столбов, стоявших по бокам «дороги духов». К типу могильных стел близок вариант му-чжи («могильный некролог»), представлявшего собой прямоугольную плоскую каменную плиту с выгравированным текстом эпитафии, к-рую помещали в могилу вместе с гробом.
 
К редкому варианту стел относятся ши-чуан («каменные хоругви») — круглые монументальные стелы с высеченными буд. текстами. Этот тип памятников связан с распространением буддизма  в IV–VI вв. и позднее не встречается. Тем не менее, обычай окружать буд. храмы круглыми мемориальными стелами был широко распространен и в дальнейшем.
 
Стелы с каллиграфически выполненными надписями появились во 2-й пол. I тыс. до н.э. и были востребованы на протяжении всех последующих веков, вплоть до рев. мемориалов в честь деятелей КПК. Традиция каллиграфии на стелах перешла от анонимов древности к прославленным мастерам дин. Тан и далее неуклонно развивалась, составляя существенную часть доходов профессиональных каллиграфов. Технология изготовления стел была такова: на хорошо отполированную поверхность каменной плиты наклеивали лист бумаги, на к-ром каллиграф делал авторскую надпись или копию выдающегося произведения. Бывало, что каллиграфы писали непосредственно по камню тушью контрастного с цветом камня тона. Далее гравер высекал иероглифы, углубляя черты на камне, стремясь при этом передать все нюансы работы кисти. Выгравированные знаки прописывались красной или черной краской или же оставлялись незакрашенными. Снимаемые со стел оттиски (кэ-те) составляли существенную часть худ. и антикварного рынка Китая.  
 
Литература:
Вэй Цзинь Нань-бэй-чао му чжи (Погребальные эпитафии [периодов] Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий) / Под ред. Хуа Жэнь-дэ. Пекин, 1998; Суй Тан У-дай му чжи (Погребальные эпитафии [периодов] Суй, Тан и Пяти династий) / Под ред. Гуань Да-чжуна. Пекин, 2002; Цинь Хань кэ ши (Гравированные камни [династий] Цинь и Хань): В 2-х т. / Под ред. Хэ Ин-хуй. Пекин, 1993; Ян Шоу-цзин. Ян Шоу-цзин пин бэй пин те цзи (Записки Ян Шоу-цзина, повествующие о стелах и прописях). Пекин, 1990.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 526-527.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.