Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Биология


 
Ботаника
 
В традиционном Китае правительство всегда поддерживало развитие ботаники и геоботаники, заботясь о правильном использовании полезных растений и земли. Изучалась естественная среда, в которой произрастало то или иное растение. Уже в IV в. до н.э. проводились исследования почвы. Во времена династий Сун и Юань потребность повысить объем производимого продовольствия привела к необходимости изучать особенности произрастания зерновых культур вне их нормальной среды обитания.
 
В выработке ботанической терминологии и классификаций идеографическая сущность китайской письменности создавала некоторые преимущества по сравнению с европейскими языками. Примитивные пиктограммы представляли собой образы стеблей, стволов, различных видов листьев и плодов, и, таким образом, основы ботанической номенклатуры были доступны китайской науке с самых ранних времен. При расширении знаний о растениях изобретались новые иероглифы, поскольку китайцы не имели никакого специального языка, подобного латыни или древнегреческому, которые использовались в Европе для создания научной терминологии.
 
С III в. до н.э. помимо обычных названий для растений в Китае применялись названия из двух иероглифов, что напоминает бинарную классификацию К. Линнея. Эти биномы помогали ботаникам распределять растения по естественным семействам.
 
В Китае имеется обширная литература по ботанике, много энциклопедий и словарей, содержащих ботаническую терминологию. Прежде всего это словарь «Эр я» («Приближение к классике»), составленный в III–II вв. до н.э. по более ранним материалам. После правления Ван Мана в начале н.э. появился ряд императорских каталогов растений, составленных государственными служащими. Важный раздел литературы по ботанике — бэнь цао («корни и травы»), включающий фармацевтические справочники с информацией о лечебных полезных ископаемых, животных и растениях. Они появились во II в. до н.э. Растения в них описывались с точки зрения фармацевтики, но отмечались и те, что не имели лечебного использования. Тогда в каталоги начали включать растения иноземного происхождения. При развитии издательского дела в X в. справочники по ботанике стали сопровождаться иллюстрациями описываемых растений. В XIV в. появились справочники съедобных растений. В них приводились сведения о диких растениях, которые могли быть использованы в пищу в голодные времена.
 
Самый известный автор в области ботаники — Ли Ши-чжэнь (1518–1593), около 40 лет работавший над составлением огромного фармацевтического труда «Бэнь цао ган му» («Основные положения о корнях и травах»), в котором помимо наиболее распространенных названий растений даны и второстепенные. Все растения Ли Ши-чжэнь классифицировал по пяти «разделам» (бу [4]), выделенным еще Тао Хун-цзином, ранжировав их по принципу «от меньшего к большему»: травы (цао); злаки (гу [4]); овощи (цай); фрукты (го [2]); деревья (му [3]). В каждом разделе выделены «роды» (лэй [3]), поделенные на «виды» (чжун [3]), с добавлением 153 растений, «которые имеют названия, но не используются». Травы подразделены на 9 родов, злаки — на 4, овощи — на 5, фрукты — на 5, деревья — на 6. Принципы подразделения — самые разные (ботанические, фармацевтические, экологические и пр.). Например, среди трав выделены горные, ароматные, болотные, мхи, «различные» и пр., среди злаков — конопля, пшеница и рис как один вид, просяные и пр., среди овощей — «тыквоподобные», водные, грибы и пр., среди фруктов — «пять фруктов», горные, водные и пр., среди деревьев — ароматные, высокие, маленькие, паразитные и пр. Вопрос о происхождении растений Ли Ши-чжэнь решал в духе традиционных представлений, говоря: «Небо (тянь [1]) рождает, Земля преобразует, и таким образом растения появляются». Природа растений определяется действием «Великого предела» (Тай цзи), подразделяющегося на силы инь–ян  — соответственно «твердое» (ган [1]) и «мягкое» (жо), которые в разной степени действуют на те или иные растения или на их части (например, на листья действует янская сила, а на цветы и плоды — иньская).
 
Большое количество ботанических трактатов было посвящено описанию какой-либо разновидности растений, особенно полезных — апельсину, бамбуку, сливе и т.д., и декоративных — хризантеме, пиону, розе и т.д. В X в. буддийский монах Цзань-нин составил «Сунь пу» («Реестр ростков бамбука») из пяти частей, которые касались различных видов бамбука, способов его употребления в пищу и других сведений о нем. Сунский ученый Чэнь Жэнь-юй написал «Цзюнь пу» («Реестр грибов»), посвященный 11 видам грибов, растущих в Тайчжоу (пров. Чжэцзян). Автор подробно описал внешний вид грибов, их вкус и почвы, на которых они растут. Знаменитый литератор и историк Оуян Сю (1007–1072; см. т. 3) создал «Му-дань цзи» («Записки о пионах») с описанием 24 видов пионов му-дань, распространенных в Лояне. Ван Гуань в XI в. также написал о пионах — «Шао яо пу» («Реестр пионов»). Много сочинений посвящалось любимому цветку китайских поэтов — хризантеме (цзюй [11]). Лю Мэн, служивший при сунском императоре Хуй-цзуне (1101–1125), описал 35 сортов хризантем в «Цзюй пу» («Реестр хризантем»). Столько же сортов описал Фань Чэн-да в «Фань-цунь цзюй пу» («Реестр хризантем Простака Фаня», 1186).
 
Выращивание декоративных цветов практиковалось в Китае с древних времен и значительно позже было перенято европейцами. Большинство садовых растений в Европе — китайского происхождения. Английские сады XVIII в. культивировались под влиянием китайских садоводческих идей, в которых геометрической правильности разбивки сада предпочиталась природная естественность.
 
Агрономия
 
Одна из древнейших в мире культур земледелия — китайская. Ее формирование, как и везде, началось с примитивных методов посадки, предполагавших произвольное разбрасывание семян на необработанной почве. Со временем китайцы существенно развили методы мелиорации земли, культивирования посевного и посадочного материала.
 
Традиция приписывает честь изобретения сельского хозяйства мифическому императору/первопредку Шэнь-нуну, который якобы сделал первый плуг, показав преимущества пахоты и пропалывания зерновых культур.
 
Сельское хозяйство в древнем Китае развивалось главным образом вблизи великих рек Хуанхэ и Янцзы. Северо-западные области, колыбель древнекитайской цивилизации, состояли из плодородной лёссовой почвы, нанесенной за многие века из пустыни Гоби. Низовье Хуанхэ имеет аллювиальную почву, постоянно обогащающуюся илом. Такие условия позволяли поддерживать интенсивное культивирование зерновых (пшеница, просо, ячмень, конопля и др.), не применяя искусственной ирригации.
 
В бассейне Янцзы требуется искусственная ирригация. Здесь высаживается главным образом рис, шелковица и хлопок. В зимние месяцы, когда рисовые плантации становились сухими, они использовались для выращивания пшеницы, ячменя и бобов.
 
Пшеница и ячмень попали в Китай из Западной Азии в позднем неолите. Хлопок завезли из Индии в VI–VIII вв., но его широкое производство началось в XII–XIII вв. По приказу правительства в XI в. в Индокитае были приобретены специальные быстросозревающие сорта риса. В конце XVI в. через европейских посредников были завезены зерновые культуры из Америки: сладкий картофель, кукуруза, арахис, табак. В XVII в. в Китай попал ирландский картофель.
 
Китайцы постоянно испытывали проблемы с продовольствием из-за непрерывного увеличения населения, что требовало интенсивного культивирования. Возможно, уже в эпоху Шан-Инь осуществлялся грядочный посев зерновых культур, позволявший легко пропалывать каждое растение. В энциклопедическом сочинении III в. до н.э. «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени г-на Люя») указано, что при посадке рядами растения не мешают друг другу расти.
 
В эпоху Чжоу у китайцев вошла в практику паровая система земледелия, когда после двух лет использования под посевы участок земли на год оставляли необработанным. В эпоху Ранней Хань она заменилась более развитыми системами цюй тянь и дай тянь, предложенными соответственно учеными-агрономами Фань Шэн-чжи и Чжао Го.
 
В первом случае поле вскапывали вдоль и поперек бороздами глубиной около 30 см. При посадке необходимой культуры в эти борозды землю из них выбрасывали на имеющиеся между ними квадратные участки цюй [2], где затем перемешивали с прошлогодней ботвой и листьями. Полученную таким образом массу вносили в борозды в качестве удобрения. Во втором случае на поле выкапывали канавы шириной и глубиной также около 30 см, куда производили посадку и по мере роста растений многократно подсыпали удобренную землю с гряд между канавами. Непрерывно окучиваемые растения укреплялись, делались ветроустойчивыми. Еще одно достоинство этого метода — указанная подсыпка уменьшала в канавах испарения от почвы, которая поэтому всегда была достаточно влажной. На следующий год канавы рыли на месте гряд, что позволяло постоянно поддерживать необходимое плодородие почвы.
 
В 533–544 гг. ученый Цзя Сы-се составил энциклопедию «Ци минь яо шу» («Важные искусства для простого народа»), обобщившую все предшествовавшие достижения традиционной китайской агрономии. При ее написании использовалось около 180 текстов по земледелию, среди которых был и трактат Фань Шэн-чжи, не дошедший до нашего времени. Из нее известно, что Фань Шэн-чжи был знаком с методом повышения урожайности пшеницы посредством перемешивания и выдерживания семян со снегом, что обеспечивало яровизацию данной культуры.
 
С конца эпохи Чжань-го в Китае было известно, что периодическое чередование посевов проса и пшеницы, пшеницы и бобовых способствует повышению плодородия почвы. В «Ци минь яо шу» значительное место отводится вопросам севооборота, в частности, говорится об эффективности чередования посевов поливного риса с другими растениями, указывались защитные меры против вымерзания растений в холодную зиму, описывались различные способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и давался целый ряд указаний по селекции растений: рекомендовалось начинать отбор с колоса и производить высадку сортовых семян на специально обработанные земли, а перед севом, перебрав сортовые семена, залить их водой, отбраковывая все всплывающие зерна. Описывалась техника прививки одной части растения к другому. В последующие времена сельскохозяйственная наука продолжала развиваться.
 
На юге Китая в I–II вв. появилась практика разведения рассады риса на специальных грядках, с которых она затем пересаживалась в поле. Это заметно повышало урожай.
 
С целью максимальной эффективности ирригационные водоемы использовались также для выращивания каштанов, бобов, огурцов и разведения уток. На берегах водоемов высаживались тутовые деревья для разведения шелкопряда. Эти туты также создавали тень для водных буйволов, которые утаптывали дно водоемов.
 
Китайцы активно применяли удобрения, прежде всего ил, поднимаемый со дна Янцзы и других рек. На севере в качестве удобрения использовались экскременты животных и людей.
 
В эпоху Сун из-за нехватки сельскохозяйственной земли начали возводить террасы в горных областях. Некоторые озера или их части высушивали и превращали в поля с земляными насыпями, преграждающими путь воде. С целью увеличения площадей для посадки часто устраивались «плавающие поля» на бамбуковых плотах с насыпной землей.
 
Со временем различные методы эффективного использования земли привели к перемещению экономического центра на юг в область р. Янцзы, где можно было снимать в год два урожая зерновых культур.
 
Зоология
 
Китайская зоологическая литература велика и создавалась почти во все периоды истории страны. Различные описания животных и их поведения включены во многие энциклопедические работы, начиная со словаря «Эр я» («Приближение к классике», III–II вв. до н.э.). Многочисленные сочинения по фармацевтике (бэнь цао), появившиеся во II в. до н.э., также касаются зоологии. Трактаты об отдельных видах животных появились в эпоху Тан, но не были так многочисленны, как ботанические.
 
С древности в Китае существовала классификация живых существ по пяти стихиям/элементам (у син; см. т. 1), в которую входили как реальные, так и мифические животные (табл. 1).
 
Таблица 1. Классификация живых существ по пяти стихиям/элементам
 
Стихия/элемент...... Вид живых существ.... Главный представитель вида
дерево....................... чешуйчатые................... дракон (лун)
огонь......................... пернатые....................... феникс (фэн-хуан)
почва........................ гладкокожие................... человек (жэнь [1])
металл...................... мохнатые....................... тигр (ху [7]), единорог (ци-линь)
вода......................... панцирные...................... черепаха (гуй [7])
 
В комментаторском разделе «Чжоу и»  «Шо гуа чжуань» («Предание изъяснения триграмм», 7), датируемом IV–III вв. до н.э., представлен набор животных, связанный с восьмью триграммами (ба гуа; см. гуа [2]) (табл. 2). В I в. до н.э. была создана классификация животных на основе корреляции с 12-ричным набором циклических знаков «земных ветвей» (ди чжи) (табл. 3).
 
Таблица 2. Классификация животных по восьми триграммам
 
Триграмма.................. Животное
Цянь [1]....................... конь (ма [1])
Кунь............................. корова (ню)
Чжэнь [2]..................... дракон (лун)
Сюнь [2]....................... курица (цзи [13])
Кань............................. свинья (ши [30])
Ли [8]........................... фазан (чжи [22])
Гэнь [2]........................ собака (гоу [2])
Дуй [1]......................... овца (ян [2])
 
Таблица 3. Классификация животных по двенадцати циклическим знакам «земных ветвей»
 
№.... Знак............ Животное
1....... цзы [3]......... крыса (шу [8])
2....... чоу [5]......... корова (ню)
3....... инь [7]......... тигр (ху [3])
4....... мао [5]......... заяц (ту [3])
5....... чэнь [2]........ дракон (лун)
6....... сы [5]........... змея (шэ [5])
7....... у [10]........... конь (ма [1])
8....... вэй [9]......... овца (ян [2])
9....... шэнь [6]....... обезьяна (хоу [4])
10..... ю [4]............ курица (цзи [13])
11..... сюй [3]......... собака (гоу [2])
12..... хай [2].......... свинья (шу [16])
 
Самое популярное мифическое животное в Китае — дракон (лун), имеющий тело змеи, чешую карпа, лапы и хвост тигра, когти орла и глаза зайца. Он являлся символом могущества и власти, олицетворением водной стихии. Феникс (фэн-хуан) и единорог (ци-линь) — также «составные» существа. Первый обладает телом фазана, шеей змеи, хвостом рыбы, головой курицы и зобом ласточки, а второй — телом оленя, головой барана, хвостом быка, копытами коня и растущим на лбу большим рогом. Ли Ши-чжэнь в «Бэнь цао ган му» («Основные положения о корнях и травах») классифицировал всех животных по шести «разделам» (бу [4]), располагая их в последовательности «от мерзкого до драгоценного» и отводя последний бу [4] человеку: насекомые (чун [3]), чешуйчатые животные (линь), панцирные животные (цзе [10]), птицы (цинь [5]), четвероногие животные (шоу [5]), человек (жэнь [1]). Только последний раздел не имеет деления на «роды» (лэй [3]), а в остальных их выделено от 2 до 5. Насекомые подразделены на яйцекладущих, возникающих в результате метаморфозы и зарождающихся от сырости; чешуйчатые животные — на драконов, змей, чешуйчатых рыб и рыб без чешуи; панцирные животные — на черепах и ракушечных; птицы — на водных, «простых», лесных и горных; четвероногие животные — на домашних, диких, грызунов, бродячих и «монстров». Каждый раздел поделен еще на «виды» (чжун [3]).
 
Ли Ши-чжэнь поместил в свою классификацию человека, тем самым указав, что в нем нет принципиальных отличий от мира природы, он только более совершенное существо. Подобная позиция свойственна всей традиционной китайской мысли. Так, в «Сюй гуа чжуань» («Предание о последовательности гексаграмм»), входящем в комментаторскую часть «Чжоу и» и написанном, вероятно, в IV–III вв. до н.э., антропогенез представлен как выделение человека из «тьмы вещей» (вань у), т.е. из органического и неорганического мира: «Появились Небо и Земля, а затем появилась тьма вещей; появилась тьма вещей, а затем появились мужчины и женщины; появились мужчины и женщины, а затем — мужья и жены; появились мужья и жены, а затем — отцы и дети; появились отцы и дети, а затем — правители и слуги; появились правители и слуги, а затем — высшие и низшие; появились высшие и низшие, а затем появилось то, что сплетает правила поведения (ли [2]) и должную справедливость (и [1])».
 
В одной из глав книги «Цао му цзы» («[Трактат] Учителя трав и деревьев»), написанной Е Цзы-ци (1327–1390) в 1378 г. и изданной его потомками в 1516 г., сказано, что между человеком и другими живыми существами есть родство, но человек ценнее животных, а животные ценнее растений благодаря соответствующим проявлениям в них янских и иньских сил. Животные, включая человека, рождаются Небом, поэтому они теплые и их головы подняты вверх. Растения рождаются Землей, поэтому они холодные и их корень растет вниз. Животные дышат небесной пневмой-ци [1], а растения питаются земными соками. Первые опираются на Землю, а вторые тянутся к Небу. Человек растет нормально, травы и деревья — головой вниз, птицы и четвероногие — в стороны.
 
Ли Юй (1611–1680) в «Сянь цин оу цзи» («Случайные заметки праздного ума», 1671) рассуждал о сходстве растений, животных и человека на примере кустарника или деревца цзы вэй (Lagerstroemia indica), плод которого представляет собой растрескивающуюся коробочку с семенами с крылатой верхушкой. Неправильно думать, что у животных есть разум, а у растений — нет. И те и другие — вещи-у [3]  с разумом, только у животных его меньше, чем у человека, а у растений — меньше, чем у животных. Если дотронуться до плодов цзы вэй, то они среагируют растрескиванием. Но чтобы реагировать, надо знать, что такое боль, а также ранение и позор. Нечто похожее есть и у животных, поскольку они близки человеку. Пусть растрескивающиеся плоды есть только у цзы вэй, другие растения тоже отличают боль, хотя мы и не видим их реакции. Ведь и люди по-разному реагируют на касания, часто не подавая вида, что чувствуют. Поэтому, заключал Ли Юй, растения и животные страдают, но не говорят об этом.
 
Разведение животных
 
Много животных, птиц и рыб было одомашнено и выведено искусственно впервые в Китае. Среди них водный буйвол, используемый в рисоводстве, свинья, пекинская собака, мандариновая утка, различные виды золотой рыбки. В соответствии с традиционными принципами классификации были выделены наиболее значимые виды животных, используемые в сельском хозяйстве — «шесть [домашних] животных (лю чу): коровы, овцы, лошади, собаки, свиньи, куры. С древности китайцы разводят лошадей, включая доставленных из Ферганы, и монгольского пони. В каноническом словаре «Эр я» («Приближение к классике») названы 36 разновидностей лошадей. Не позднее эпохи Сражающихся царств стали разводить мулов — гибридов лошадей и ослов, о чем есть свидетельство, например, в «Чу цы» («Чуские строфы», IV–III вв. до н.э.). В «Ци минь яо шу» («Важные искусства для простого народа», 533–544) указано, что трудно получить мулов, скрещивая жеребцов с ослицами, и поэтому скрещивают кобыл и ослов, потомство которых выглядит сильным и в некоторых отношениях превосходящим лошадей. О замечательных качествах мулов много сказано в китайской литературе. Так, в «Бэнь цао ган му» («Основные положения о корнях и травах») говорится, что мулы больше, чем ослы, и сильнее лошадей, а Фан И-чжи (1611–1671) отметил в «У ли сяо ши» («Малое знание о принципах вещей»), что мул может совершать долгие путешествия и редко болеет.
 
Много текстов посвящено селекции золотой рыбки. Например, в «Чжу ша юй пу» («Реестр киноварных рыб», 1596) сообщается, что важно использовать много видов золотой рыбки и отбор должен быть очень строгим. Из нескольких тысяч экземпляров выбираются всего лишь несколько десятков для размножения и получения новых видов. В «Цзинь юй ту пу» («Иллюстрированный реестр золотых рыбок», 1848) указано, что для скрещивания надо выбрать мужскую особь с такими характеристиками, которые служат дополнением для характеристик женской особи.
 
Одно из традиционных занятий — приручение насекомых. С середины эпохи Шан-Инь в Китае разводят тутового шелкопряда, с незапамятных времен содержат пчел для получения меда, воска и др. Мед используется в традиционной медицине как лекарство и связующая основа для других лекарств.
 
Не позднее эпохи Тан в Сычуани начали выращивать чешуйчатых насекомых. Например, принадлежащие семейству Coccidae используются для получения красителей. Важное значение имеют насекомые из рода червецов — Ceroplastes ceriferus и Ericerus pela. Из них и выделяемых ими секретов получают воск, использующийся для полировки, вощения бумаги, производства свеч и лечения. Считается, что, принятый внутрь, он помогает против хрипоты, боли, нервозности и ускоряет сращивание сломанных костей. Его также используют для обработки ран. Червецов искусственно разводят на деревьях, главным образом на китайском ясене. Эти насекомые уже весной образуют на ветвях тонкую оболочку, которая к осени утолщается, превращаясь в настоящий восковой покров. Тогда такие ветви обламывают и вываривают с водой. Всплывающий в виде пены воск снимают и для очищения переплавляют. Выпавшие в осадок тела насекомых собирают на корм свиньям.
 
Биологическая защита растений от вредителей — одно из наиболее успешных изобретений традиционной науки Китая. В написанном Цзи Ханем в 340 г. «Нань фан цао му чжуан» («Доклад о травах и деревьях южных районов») сообщается, что в пров. Гуандун для защиты цитрусовых плантаций от тли, клещей, пауков, жуков и других вредителей крестьяне помещали на деревьях гнезда желтых плотоядных муравьев. Это первый в мире случай применения одних насекомых для борьбы с другими. Подобная практика продолжается и в наше время. Чтобы муравьи могли передвигаться от дерева к дереву, между ними обычно протягивают бамбуковые мостики. Разновидность используемых муравьев была идентифицирована современными учеными как Oecophylla smaragdina.
 
Издревле китайцы восхищались высокоорганизованным устройством муравейника и считали, что отдельные аспекты его жизнедеятельности могут быть образцом для подражания в человеческом обществе. В средневековом Китае бродячие артисты устраивали представления с дрессированными муравьями.
 
Также в Китае разводились сверчки (семейство Gryllidae), между которыми устраивались спортивные состязания наподобие западных петушиных боев. Их обычно содержали в маленьких переносных клетках.
 
Шелководство
 
Производство шелка (сы [8]) в Китае очень древнее. Предание приписывает открытие шелковой пряжи Сылин — супруге первопредка/императора Хуан-ди. Археологи нашли остатки шелка XV в. до н.э. Промышленное разведение тутового шелкопряда восходит к эпохе Чжоу. Тогда же начали развиваться эффективные методы получения и обработки шелка.
 
При разведении гусениц бабочки тутового шелкопряда, жизненный цикл которых длится 40 дней, китайцы научились получать шелк трех различных цветов. Они заметили, что если гусеницы питаются только листьями шелковицы, то получается шелк белого цвета; если первые 20 дней их кормить листьями дикого тутовника, а потом листьями шелковицы, то получается желтый шелк; если же кормить листьями особой породы дуба, то получается шелк бурого цвета. Чтобы из коконов шелкопряда получить шелковое полотно, необходим многоэтапный процесс обработки сырья. Нужно собрать коконы, затем совершить их отбраковку и размотку. Для укрепления нити ее обрабатывают серицином. Перед покраской нить подвергается выварке и отбеливанию. Для крашения употреблялись красители растительного (плоды гардении, корни морены, желуди дуба и др.) и минерального происхождения (киноварь, охра, малахит, свинцовые белила и др.). После крашения наступал этап ткачества.
 
В текстах, сохранившихся от эпохи Восточной Чжоу, есть сведения о примитивных шелкопрядильных приспособлениях. В середине эпохи Хань уже применялись достаточно сложные устройства: вэй чэ — станок для распрямления волокна, ло чэ — колесо для скручивания распрямленного волокна в пряжу, фан чэ — сучильное колесо, чжи бу цзи — ткацкий станок и др.
 
Для размотки шелкового кокона в нить (кокон бабочки тутового шелкопряда содержит шелковую нить длиной от 200 до 600 м) использовалась специальная шелкомотальная машина, самое раннее описание которой датируется XI в., но само изобретение могло быть и более ранним. В тексте 1090 г. указано, что в шелкомотальной машине предварительно обработанные коконы разматываются на специальные шпульки, которые вращаются под воздействием маховика. Машина приводилась в действие педалью или рукояткой, а ее производительность достигала 1,5 кг шелковой пряжи в день.
 
Литература:
Вязьменский Э.С. Из истории древней китайской биологии и медицины // Труды Института истории естествознания и техники. Т. 4. М., 1955; Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000; Мао Цзо-бэнь. Это изобретено в Китае. М., 1959; У Янь-нань. Цзя Сы-се хэ Ци минь яо шу (Цзя Сы-се и «Ци минь яо шу»). Пекин, 1959; Ци минь яо шу цзи ци цзочжэ Цзя Сы-се («Ци минь яо шу» и его автор Цзя Сы-се). Пекин, 1976; Чжунго гудай нунъе кэ цзи (Сельскохозяйственная наука и техника в древнем Китае). Пекин, 1980; History of Textile Technology of Ancient China. N. Y., 1992; Huang P.-C. The Peasant Family and Rural Development in the Yangzi Delta. 1350–1988. Stanford (California), 1990; King F.H. Farmers of Forty Centuries, or Permanent Agriculture in China, Korea and Japan. L., 1926; Li Hui-lin. The Garden Flowers of China. N. Y., 1959; Perkins D.-H. Agricultural Development in China 1368–1968. Edinburgh, 1969; Temple R. The Genius of China: 3000 Years of Science, Discovery and Invention. N. Y., 1986; The Cambridge Encyclopedia of China. Cambr., 1991; Needham J. Science and Civilisation in China. Cambr., 1986. Vol. VI, рt 1. 1988. Vol. VI, рt 2.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 388-394.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Они были младшим братом, теперь стали старшим
«Духовной жаждою томим…» (К 80-летию З.Г. Лапиной)
Сценарии развития Китая до 2050 г.
Проблемы социальной истории Тюркского каганата в работах китайских учёных: опыт историографического обзора
Мифология Китая. Час истины. Выпуск 769


© Copyright 2009-2017. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.