Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Бин-цзя

兵家, школа военной философии. Древнекит. филос. школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмич. законов. Бин-цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян-цзя и мо-цзя. Впервые упоминается в «Хань шу» (I в.), в разделе «И вэнь чжи», где, однако, не включена в число десяти главных филос. школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков — стратегии и тактики (цюань моу); расположения войск на местности (син ши); временных и психологич. условий войны (инь ян); боевых приемов (цзи цяо).

Согласно «И вэнь чжи», бин-цзя начала формироваться около VI–V вв. до н. э. в среде военачальников. Идеологич. основой служат конф. принципы отношения к военному делу, изложенные в «Хун фане», «Лунь юе», «Си цы чжуани»: военные действия — последнее на шкале гос. дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления «гуманности» (жэнь [2]), «должной справедливости» (и [1]), «благопристойности» (ли [2]) и «уступчивости» (жан).

Наиболее важные сочинения бин-цзя — «Сунь-цзы» Сунь У (VI–V вв. до н. э.) и «У-цзы» У Ци (IV в. до н. э.) (рус. пер.: Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977, с. 7–384; «Сунь-цзы». Пер. Е.И. Сидоренко. М., 1955; «У-цзы». Пер. Е.И. Сидоренко. М., 1957; Малявин В.В. Китайская военная стратегия. М., 2002). Вместе с пятью другими трактатами они были объединены в «Семикнижие военного канона» («У цзин ци шу»), идеи к-рого легли в основу всех традиц. военно-политич. и военно-дипломатич. доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.

Состав «Семикнижия» окончательно определился лишь в XI в. В него вошли «Лю тао» («Шесть планов»), «Сунь-цзы [бин фа]» («Сунь-цзы [о военном искусстве]»), «У-цзы [бин фа]» («У-цзы [о военном искусстве]»), «Сыма фа» («Правила Сыма»), «Сань люэ» («Три стратегии»), «Вэй Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй» («Диалоги Ли Вэй-гуна»). Традиц. версия приписывает «Лю тао» чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан; XIII в. до н. э.), «Сунь-цзы» — Сунь У, «У-цзы» — У Ци, «Сыма фа» — Сыма (Тянь) Жан-цзюю (VI — нач. V в. до н. э.), «Вэй Ляо-цзы» — Вэй Ляо (IV в. до н. э.), «Сань люэ» — Хуан Ши-гуну (III в. до н. э.); «Ли Вэй-гун вэнь дуй» считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627–649) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (вэйским гуном Ли). Однако фактически «Лю тао» составлен около III–IV вв. н. э., «Сань люэ» в кон. VI — нач. VII в., а утраченный текст «Ли Вэй-гун вэнь дуй» восстановлен не ранее IX в. н. э. Иерархию этих трактатов в кит. культурной традиции отражает их последовательность в «У цзин» [1] под ред. Чжу Фу (XI в.): «Сунь-цзы», «У-цзы», «Сыма фа», «Вэй Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй», «Сань люэ», «Лю тао». В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин-цзя, считавшийся утраченным в начале I тыс., — «Сунь Бинь бин фа» («Военные законы Сунь Биня», IV–III вв. до н. э., рус. пер.: Малявин В.В., 2002).

Мировоззрение бин-цзя основывается на представлении о циклич. характере всех космич. процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь – ян и циркуляции «пяти элементов» (у син). Этот общий ход вещей есть путь «обращения к корню и возвращения к началу» («У-цзы»), т. е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены «культура» (вэнь) и оппозиционная ей «воинственность» (у [2]), «воспитание» (цзяо) и «управление» (чжэн [3]); в одних случаях необходимо опираться на конф. (см. Конфуцианство) «добродетели» (дэ [1]): «гуманность», «должную справедливость», «благопристойность», «благонадежность» (синь[2]), а в др. — на противоположные им легистские (см. Легизм) принципы: «законность» (фа [1]), «наказуемость» (син [4]), «полезность/выгодность» (ли [3]), «хитрость» (гуй). Военная сфера — важная область гос. дел, а гл. в военном искусстве — это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее «полезности/выгодности ». В подобной диалектике сведущи «властители судеб (мин [1]) народа» — талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь [1]), Землей (ди [2]) и впереди закона (фа [1]), а потому (как и по учению моистов; см. Мо-цзя) должны быть почитаемы и независимы от правителя.

Источники:
Цзэн Гун-лян (сост.). У цзин цзунъяо цяньцзи (Основные версии «Се-микнижия военного канона»). Т. 1–8. Шанхай, 1959; Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве /Пер. и исслед. М.; Л., 1950; Сунь-цзы / Пер. Е.И. Сидоренко. М., 1955; У-цзы / Пер. Е.И. Сидоренко. М., 1957; Конрад Н.И. У-цзы. Трактат о военном искусстве /Пер. и коммент. М., 1958; Китайская наука стратегии / Сост. В.В. Малявин. М., 1999. С. 49 и далее; Китайское искусство войны. Постижение стратегии /Сост. и ред. Т. Клири; Пер. с англ. Р.В. Котенко. СПб., 2001; У цзин. Семь военных канонов Древнего Китая / Пер. с англ. Р.В. Котенко. СПб., 1998; Китайская военная стратегия / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2002; Искусство управления / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2003. С. 192–222, 338–428.

Литература:
Караев Г.Н. Военное искусство древнего Китая. М., 1963; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 23; У Жусун, Ван Хунту, Хуан Ин. «Искусство войны Сунь-цзы» и искусство исцеления. М.; СПб., 2004; Чуев Н.И. Военная мысль в древнем Китае. М., 1999; Лу Да-цзе. Лидай бин шу мулу (Исторический каталог книг по военному искусству [от древности до 1911]). Тайбэй, 1970; Сунь-цзы синь тань: чжун вай сюэчжэ лунь Сунь-цзы (Новые исследования о Сунь-цзы: китайские и зарубежные ученые о Сунь-цзы). Пекин, 1990; Чжан Чжэнь-цзэ. Сунь Бинь бин фа цзяоли (Выверенные и выправленные «Военные законы Сунь Биня»). Пекин, 1986; Чжунго гудай бинфа цзинцуй лэйбянь (Тематически классифицированные лучшие в древнем Китае [суждения] о законах войны) / Гл. ред. У Жу-сун. Пекин, 1988; Чжунго цзюньши сысян ши (История китайской военной мысли). Тайбэй, 1968; Chinese Ways of Warfare. Camb. (Mass.), 1974; Lewis M.E. Sanctioned Violence in Early China. N.Y., 1990.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 155-156.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.