Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ба ши

八識 (санскр. ашта-виджняна) восемь видов сознания. Одно из важнейших понятий буддийских школ йогачары и виджнянавады (см. Вэйши-цзун).
 
Одна из пяти скандх (см. У юнь) — «сознание» (ши [4]) — в зависимости от источника знания подразделяется на восемь видов, представляющих дхармы (см. Фа [1]), относящиеся к сознанию. Пять первых видов соотносятся с миром феноменов бытия: зрительное сознание (кит. янь, санскр. капсур), слуховое (эр, шрота), обонятельное (би [1], гхрана), вкусовое (шэ, джива), тактильное, или телесное (шэнь [2], ка). Эти виды сознания связаны с чувственным восприятием и образуют пары с видами отражаемых явлений внешнего мира: зрительное — «цвет» (сэ), слуховое — «звук» (шэн [3]), обонятельное — «запах» (сян [4]), вкусовое — «вкус» (вэй [5]), тактильное — «касание» (чу). Шестой вид сознания — рассудочное (и [3], манас) воспринимает дхармы и представляет собой комплексное ощущение, сформированное посредством пяти первых видов сознания. Вместе они образуют представление о чувственно познаваемых объектах (цзин [7], вишая). Седьмой вид (клишта-манас) есть активное обобщающее сознание, источник рассудочного, оно соотносится с категорией «мысленной оценки» (кит. и лянь). Клишта-манас, взятое отдельно от др. видов сознания, рассматривалось как причина эгоизма и индивидуализма, источник возникновения иллюзий из-за кажущегося постижения реальности. Поэтому седьмой вид сознания иногда наз. атона (санскр. адана), т.е. привязанность сознания к чему-либо. Восьмой вид сознания — алая — высший вид сознания, является психическим источником всего сущего, причиной возникновения, изменения и сохранения всех явлений, поэтому называется «сознанием-сокровищницей» (алая-виджняна; см. Алайе ши). Существование алаи предусматривает три аспекта: 1) она является причиной всего сущего, «семенем всех вещей»; 2) плодом и результатом всех изменений на основе предыдущей кармы (е [1]), приносящей соответствующее воздаяние (этот аспект алаи соотносится с категорией и шу, санскр. випака, означающей соответствие следствия причине или соответствующее воздаяние); 3) «сознанием-сокровищницей» (чжи цзан), к-рое содержит не только все вещи и явления как психического, так и феноменального мира, но и саму алаю, т.о. заключая в себе причину и следствие одновременно. На стадии овладения сознанием-алаей преодолевается двойственное видение мира, к-рый предстает в нерасторжимом единстве внешнего и внутреннего, временного и пространственного.
 
Учение хинаяны предполагает, что первые шесть видов сознания не имеют самостоятельной сущности и проявляются лишь как части единства при постижении седьмого и восьмого видов. Положение о том, что «восемь видов сознания представляют собой единое тело» (ба ши ти и), противостояло доктрине их разделенности — «восемь видов сознания разделены» (ба ши ти бе). Учение о ба ши представляло собой гносеологическую концепцию хинаяны, а также конкретное указание пути вхождения в нирвану (см. непань) посредством последовательного постижения мира от материальных объектов к психическому началу в человеке.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; Вань Ли-тянь. Фо-цзяо чжэсюэ (Философское учение буддизма). Пекин, 1986.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 154.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.