Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Апидамо

阿毘達磨, Апитань (санскр. Абхидхарма, пали Абхидхамма). Название третьей части буддийского канона (пали Типитака, санскр. Трипитака, кит. Сань цзан, см. Да цзан цзин). Как жанр буддийской литературы Абхидхарма зародилась задолго до того, как была канонизирована в виде отд. «корзины» (санскр. питака). Само слово «абхидхарма» (букв. «в отношении дхармы») встречается в сутрах и винае, где оно означает наставление, в к-ром та или иная проповедь Будды рассматривается как выражение дхармы (фа [1]).
 
В комментаторской лит-ре Абхидхарма интерпретируется как «сверх-дхарма», «высшая дхарма», т.о., особо подчеркивается ее большая значимость в сравнении с сутрами. Жанр Абхидхармы включает различные истолковательные процедуры (классификацию, анализ и т.д.) с целью систематизации учения сутр. Проблематика Абхидхармы отражает понимание теоретиками тхеравадинского (хинаянского) направления буддизма структуры бытия (его составных элементов, их взаимосвязей) и конечной цели живого существа, т.е. нирваны (см. Непань).
 
См. также ст. Апитань.
 
Автор: Главева Д.Г.
 
Источники:
Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы) / Пер. Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб., 1994; Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). М., 1998.
 
Литература:
Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000, с. 640–642; Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия // В.Г. Лысенко, А.А. Терентьев, В.К. Шохин. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994; Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991; Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1998.
 
Сост. библ.:  Главева Д.Г., Кобзев А.И. 
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 360.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.