Синология.Ру

Тематический раздел


Юн цзы ба фа

永字八法 «восемь правил иероглифа юн».
 
Иероглиф юн «вечность» изображает водный поток, который никогда не иссякает, потому что в него вливаются все новые ручьи. Скорее всего, именно словарное значение данного иероглифа способствовало тому, что его графика стала основанием древнейшей системы пластических элементов, авторство которой по традиции приписывается Ван Си-чжи (См. также Эр Ван). Система называется «восемь правил» (ба фа), и ее в обязательном порядке повторяют и интерпретируют авторы всех старинных трактатов и изданий по китайской каллиграфии. Однако, несмотря на усилия современных исследователей, как история возникновения этой системы, так и ее суть, остается не выясненной в должной мере. Возможно, что эта система определяла восемь приемов каллиграфической пластики через коррелятивные связи между чертами иероглифа юн и восьми триграммами (ба гуа; см. Гуа [2]) И цзина (См. Чжоу и).
 
При написании иероглифа юн уставом имеет место баланс центробежных и центростремительных векторов, организованный вокруг четкой осевой доминанты, что соответствует идеалу пластического движения в китайской культуре. Согласно традиции, в иероглифе различают восемь элементов, деление на которые, как и их терминологическое обозначение, не соответствует более поздней типологии черт. В таблице дается соотнесение элементов иероглифа юн с одним из способов ведения кистью по традиционной системе «Восемь методов ведения кистью» (Лянь би ба фа 連筆八法); с интерпретацией элементов как типов пластического движения в трактате «Тайны восьми методов» (Ба фа цзюэ 八法訣, VIII в.) Янь Чжэнь-цина; с предметами определенных форм в системе «Восемь методов» (Ба фа 八法) в трактате «Все самое цветущее из каллиграфического заповедника» (Шу юань цзинхуа 書苑菁华, XII в.) Чэнь Сы 陳思; с принадлежностью элементов к одной из полярностей инь‑ян по трактату Чэн Яо-тяня 程瑶田   «Энергопотоки в каллиграфии» (Шу ши 書势). В скобках указывается современное название элементов.
 


Черты
Источники
Лянь би ба фа
Янь Чжэнь-цин Ба фа цзюэ
Чэнь Сы Шу юань цзинхуа
Чэн Яо-тянь Шу ши
точка цзэ (дянь[3])
опускать (ло[4])
сидевшая сова, низвергающаяся камнем
камень причудливой формы
полярность инь
горизонталь лэ[1] (хэн[1])
поднимать (ци[3])
скрытой пружиной плавно расслабляется
яшмовая столешница
полярность ян
вертикаль ну[3] (шу[22])
ходить (цзоу[1])
прогибается кольцом, но линии сил (ши) искривлены
железный столб
полярность инь
крючок ти (гоу[1])
облагораживать (цзя[11])
отвесно и стремительно словно [удар] молотком
клешня краба
полярность ян
откидная цэ (тяо)
наслаивать (дэ[3])
слегка прилегает, но сходно с [элементом] лэ[1]
тигриный зуб
полярность ян
откидная люэ[1] (пе)
охватывать (вэй[16])
соответствие в подобающей толщине
рог носорога
полярность инь
откидная чжо[3] (дуань пе)
возвращать (хуй[2])
клюет, вздымаясь, и сразу проникает
клюв птицы
полярность инь
откидная чжэ[4] (на)
прятать (цан[1])
прижимает в подъеме, замедляя ход
золотой нож
полярность ян
 
В эпоху Ван Си-чжи, т.е. в IV в., когда система «восемь черт» была впервые сформулирована, пластические принципы письма уставом только приобретали свой окончательный вид. Данная система пропагандировала тогда еще официально не утвержденный почерк как фактически существующую пластическую программу, что в значительной степени способствовало его распространению. За каждой из восьми черт стоит тип пластического движения в пространственных координатах восьми сторон света. По интерпретации Чэн Яо-тяня, все движения кисти вниз соответствуют полярности инь (элементы цзэ, ну, люэ), движения вверх – полярности ян (элементы лэ, ти, цэ); центростремительный вектор движения соотносится с инь (элемент чжо), а центробежный – с ян (элемент чжэ).
 
Литература:
Соколов-Ремизов С.Н. Литература – каллиграфия – живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. – М.: Наука, 1985; Ван Дун-лин. Шуфа ишу (Искусство каллиграфии). – Ханчжоу: Чжэцзян мэйшу сюэюань чубаньшэ, 1986; Чэн Яо-тянь – Шу ши («Об энергопотоках в каллиграфии») – Мэйшу цуншу (Антология текстов по эстетике): В 20 т. /Под ред. Хуан Бинь-хуна, Дэн Ши. – 4-е изд. – Шанхай: Шэньчжоу гогуан шэ, 1937‑1949. Т. 18. Разд. 4. Ч. 6; Юй Цзяньхуа. Шуфа чжинань (Руководство по каллиграфии). – Пекин: Чжунго шудянь, 1991; Ch`en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. – Melbourne: Melbourne university press, 1966.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.