Синология.Ру

Тематический раздел


Юй Ю-жэнь

于右任, имя-цзы Ю-жэнь 诱人, прозвище-хао Тайпин-лаожэнь 太平老人 и др. 11.04.1879, уезд Саньюань (пров. Шэньси) – 10.11.1964, Тайбэй, Тайвань. Политик, литератор, каллиграф. Юй Ю-жэнь был выходцем из крестьянской семьи. В раннем детстве он потерял мать, которую ему заменила сестра отца. Видя способности мальчика, родственники в 11 лет отдают его в частную школу. В 24 года он получает начальную степень цзюйжэнь. Попав в Шанхай, Юй Ю-жэнь оказывается вовлеченным в революционное движение. Он работает журналистом в революционных изданиях, но опасаясь преследований властей эмигрирует в Японию. В послереволюционный период Юй Ю-жэнь последовательно выдвигается на все более высокие гражданские и военные посты в правительстве Гоминьдана. С приходом к власти КПК он переезжает на Тайвань, где и завершается его жизненный путь.
 
Юй Ю-жэнь считается одним из лучших мастеров почерка цаошу 草書 ХХ в., который как нельзя более соответствовал его бурному темпераменту. Залогом успехов в скорописи была основательная подготовка в уставе, в котором мастер тренировался на протяжении всей жизни. Изучение каллиграфии Юй Ю-жэнь начал с образцов Чжао Мэн-фу 趙孟頫. Юй Ю-жэнь коллекционировал оттиски c «канонов в камне» (ши цзин 石经) конца династии Хань и надписи с мемориальных стел династий Северная Вэй и Тан. Изо дня в день он упорно изучал оттиски с древних стел, а затем постоянно их копировал. Влияние этих памятников отчетливо прослеживается в его уставе, но есть и важное отличие. Юй Ю-жэнь усиливает динамические качества черт, производя микросмещения, наклоны и скосы. В образцах его версии почерка бэйшу 碑書 скорость ведения кисти приближается к цаошу, а динамика черт из потенциального состояния переводится в актуальное, за счет чего создается своеобразный эффект «бега на месте». При этом целостность произведения сохраняется как некое невероятное равновесие динамики и статики.
 
Скорописный стиль Юй Ю-жэня, с одной стороны, восходит к Хуай-су 懷素, а с другой ‑ основан на технике работы кисти и композиционных принципах северовэйских стел. Подобное сочетание и было ключом к его индивидуальному стилю письма. В скорописи Юй Ю-жэнь добивается максимального упрощения черт. Одновременно он наполняет их энергией и тончайшей ритмической проработкой. Его каллиграфия и доступна и недосягаема в своем совершенстве одновременно. На протяжении последних 20 лет своей жизни Юй Ю-жэнь активно пропагандировал цаошу, желая, чтобы как можно большее число китайцев овладело этим почерком. С этой целью он с 1932 издавал ежемесячник Цаошу юэ кань 草書月刊. В 1936 мастер публикует свой норматив скорописной версии «Прописи тысячи иероглифов» (Цянь цзы вэнь 千字文), который под названием Бяочжунь цаошу  標凖草書 «Нормативы скорописи» к 1960-м годам выдержал 17 переизданий. В предисловии каллиграф называет четыре преимущества предлагаемой им версии скорописных знаков: во-первых, иероглифы легко запоминаются, во-вторых, легко пишутся, в-третьих, точно опознаются, в-четвертых, красиво смотрятся. Юй Ю-жэнь пытается вернуть самый элитарный вид почерка к его историческому истоку ‑ графике рядовых служащих периода династии Хань, в среде которых скоропись и возникает для ведения деловых записей. Тем самым он обозначил новые горизонты развития для скорописи и пробудил интерес к ней начинающих каллиграфов. Юй Ю-жэнь инициирует создание Ассоциации скорописи (Цаошу шэ 草書社). Им организовывается большое число выставок по всему Дальневосточному региону. В Японии вклад Юй Ю-жэня в развитие цаошу был оценен по достоинству: ему присвоили почетный титула «чудотворец скорописи» (цао шэн 草聖). Высокие государственные должности позволяли мастеру не брать денег за свой каллиграфический труд. Произведения в соответствии с традицией раздаривались им друзьям и поклонникам его таланта.
 
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Чжу Жэнь-фу. Чжунго сяньдай шуфа ши (История современной китайской каллиграфии).  Пекин, 1996; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) /Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chicago, London:, 1990; Chang Joseph, Lawton Thomas, Allee Stephen B. Brushing the Past: Late Chinese Calligraphy from the Gift of Robert Hatfield Ellsworth. Washington, D.C., 2000; Ch`en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. Melbourne, 1966.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 889.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.