Синология.Ру

Тематический раздел


Эр ди

二諦 две истины, двойственная истина. Учение, разработанное в инд. буддизме, брахманизме, джайнизме и в дальнейшем получившее широкое распространение в кит. и тибетском буддизме. В абхидхармических текстах (см. Апитань) прослеживается с III в. до н.э., в сутрах праджняпарамитского цикла — с I–II вв. По-видимому, восходит к идее раннего буддизма, согласно к-рой нек-рые высказывания Будды были рассчитаны на учеников, способных к непосредств. восприятию истины, другие же — на тех, кому следовало объяснять дхарму (фа [1]) иносказательно. Впоследствии нашло отражение в герменевтич. концепции разделения всех сутр на два вида — «окончательного значения» (санскр. нитартха) и «требующие истолкования» (санскр. нейартха). Большой вклад в разработку этой классификации внесли буд. махаянские мыслители Асанга (IV в.), Чандракирти (VII в.), Ратнакарашанти (XI в.).

Теория двух истин стала одной из осн. в философии мадхьямики. Была сформулирована в соч. ее основателя Нагарджуны (ок. II в.) и его последователя Арьядевы. Две истины включают: 1) «относительную истину» (санскр. самврити-сатья, кит. су ди, ши ди — условная, мирская истина); 2) «абс. истину» (санскр. парамартха-сатья, кит. чжэнь ди, ди и и ди — подлинная истина, истина первого значения). Относительная истина выражается посредством слов и письменных знаков, детерминирована законом причинно-зависимого возникновения (санскр. пратитья-самутпада, кит. юань ци), фиксирует реальность в застывших, фрагментарных формах. Абс. истина соответствует нирваническому состоянию сознания, содержание к-рого не имеет субъектно-объектного различения и не может быть вербализовано. Постигается сугубо индивидуально при помощи высшей мудрости (санскр. праджня, кит. божэ). Ее содержание неотделимо от психич. состояния конкретного индивида и не может быть передано от одного человека другому. Две истины не изолированы друг от друга, а выступают в единстве: постижение абс. истины невозможно без истины относительной, к-рая готовит сознание верующего к ее принятию. В то же время без абс. истины не может быть истины относительной. Согласно «Мула-мадхьямика-карики» («Чжун [гуань] лунь» — «Коренные строфы о срединном [видении]») Нагарджуны, «все будды опирались на две истины, чтобы проповедовать дхарму всем рожденным: первую — условную, мирскую истину, вторую — истину первого значения. Если люди не смогут познать различия между двумя истинами, тогда при [помощи] глубокой буд. дхармы не познать смысла подлинной реальности. Если не опираться на условную истину, не достичь [истины] первого значения, без достижения [истины] первого значения не достичь нирваны» («Чжун [гуань] лунь», гл. 24, строфы 8–10). Принцип единства двух истин вытекает из доктрины тождества нирваны (непань) и сансары (лунь хуй), разработанной в буддизме махаяны и получившей широкое распространение в дальневост. буддизме.

В Китае теория двух истин стала основой взглядов последователей школы саньлунь-цзун. Цзи-цзан (V–VI вв.), гл. систематизатор учения саньлунь, в своем произведении «Эр ди и» («Смысл двух истин») развил положения этой доктрины и выдвинул теорию «трех видов двух истин» (сань чжун эр ди), основанную на применении метода «чатушкотика» — буд. логической тетралеммы.

Мирская истина первого вида подразумевает, что дхармы существуют, «наличны» (ю [1]), подлинная же истина первого вида полагает дхармы не существующими, «отсутствующими» (у [1]) (см. Ю–у). Однако оба утверждения — и о существовании дхарм и об их несуществовании — приводят к возникновению «изъяна односторонности», в то время как истина должна лежать на «срединном пути» (санскр. мадхьяма-пратипад, кит. чжун дао), быть недвойственной. Введение тезиса о разных видах двух истин является попыткой логически выстроить «срединный путь» между противоположностями. Так, согласно мирской истине второго вида утверждается, что дхармы одновременно «наличны и отсутствуют» (ю–у). Отрицание этого положения является абс. истиной. Мирская истина третьего вида объединяет в себе мирскую и подлинную истины второго вида, «двойственность» и «недвойственность». Отрицание «двойственности» и «не-двойственности» — абс. истина.

В теории «трех видов двух истин» прослеживаются следующие закономерности: 1) то, что утверждается в относит. истине, отрицается в абс.; 2) относит. и абс. истины предыдущего вида являются относит. истиной на новом этапе, а ее отрицание — абс. истиной. Первый вид двух истин соотносился Цзи-цзаном с их пониманием в традиции Абхидхармы (кит. Апитань — «Высшее Учение»), второй вид — с традицией «Сатьясиддхи шастры» (кит. «Чэн ши лунь» — «Рассуждения о достижении истинного»), третий вид — с традицией «Дашабхумика сутра шастры» (кит. «[Ши] ди [цзин] лунь» — «Суждения о [Сутре Десяти] Земель») и «Махаяна сампариграха шастры» («Шэ [да шэн] лунь» — «Суждения о понимании [махаяны]»). Последователи этих традиций образовывали секты, к-рые имели довольно широкое распространение в Китае в V–VII вв.

В своем сочинении «Да шэн сюань лунь» («Суждения о сокровенном в махаяне») Цзи-цзан вводил четвертый вид двух истин. Мирская и подлинная истины третьего вида — мирская истина четвертого вида, а их отрицание — подлинная истина четвертого вида.

В школе тяньтай-цзун на основе теории двух истин Нагарджуны была выдвинута «теория гармонич. единства трех истин» (сань ди юань жун) — истины пустоты, относительной истины и срединной истины.

Источники:
Цзи-цзан. Да шэн сюань лунь (Рассуждения о сокровенном в махаяне) // Чжунго фо-цзяо сысян цзыляо сюаньбянь (Избранные материалы по идеологии китайского буддизма). Т. 2, ч. 1. Пекин, 1983; он же. Эр ди и (Смысл двух истин) // Там же.

Литература:
Анашина М.В. Учение о двойственной истине в школе саньлунь // Вестник философского общества. М., 2005, № 1 (33); Буддизм в Японии / Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993; Буддийский взгляд на мир/Редакторы-составители Е.П. Островская и В.И. Рудой. СПб., 1994; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М., 1987; Лепехова Е.С. Проблема «двух истин» в школах санрон и дзёдзицу // Материалы научной конференции «Цыбиковские чтения-7». Улан-Удэ, 1998; Шохин В.К. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М., 2004; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995; Фан Ли-тянь. Фо-цзяо чжэсюэ (Буддийская философия). Пекин, 1986; Хань Тин-цзе. Цзи-цзан сань лунь сюань и цзяо ши (Комментарии к сочинению Цзи-цзана «Сокровенный смысл трех шастр»). Пекин, 1987; Sprung M. (ed.). The Problem of Two Truths in Buddhism and Vedanta. Bost., 1973; Streng F. The Buddhist Doctrine of Two Truths as Religious Philosophy // Journal of Indian Philosophy. Dordrecht, 1971, vol. 1, № 3; Takakusu J. The Essentials of Buddhist Philosophy. Honolulu, 1956.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 636-638.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.