Синология.Ру

Тематический раздел


Шэ да шэн лунь

(санскр. «Махаяна-санграха-шастра», др. назв. «Махаяна-сампариграха-шастра» — «Собрание шастр/суждений махаяны», «Шастра/Суждения компендиума махаяны»), сокр. «Шэ лунь». Авторство приписывается Асанге (Асэнцзя, У-чжу, IV в.), основателю индобуд. махаянской школы йогачара (виджнянавада). Васубандху (Тянь-цинь, Ши-цинь, IV–V вв.), младший брат Асанги, составил коммент. — «Шэ да шэн лунь ши» («Разъяснения Шастры/Суждений компендиума махаяны»). Аналогичный коммент. был составлен также Асвабхавой (У-син). В Китае эти тексты переводились несколько раз. Первый перевод «Шастры» в 2 цз. (ТСД. Т. 31, № 1592) был выполнен Буддхашантой (Фотошаньдо, Цзюэ-дин, V–VI вв.) в последние годы эпохи Сев. Вэй (386–534). Поскольку он не включал в себя комментирующих текстов, смысл учения остался непонятым и оно не получило широкого распространения. В эпоху Чэнь (557–589) Парамартха вместе со своими учениками перевел оба текста — «Шастру» в 3 цз. (ТСД. Т. 31, № 1593) и «Разъяснения» Васубандху в 15 цз. (ТСД. Т. 31, № 1595).

Следующий перевод был выполнен в эпоху Тан (618–907) Сюань-цзаном и включал в себя пер. «Шастры» в 3 цз. (ТСД. Т. 31, № 1594) и комментариев Васубандху и Асвабхавы (ТСД. Т. 31, № 1597, 1598). В основанной Сюань-цзаном школе фасян-цзун «Махаяна-санграха-шастра» стала одним из 11 докринальных текстов, хотя не основным. В кит. Трипитаке («Сань цзан» — «Три корзины/сокровищницы», см. «Да цзан цзин») существует также перевод текста Васубандху (ТСД. Т. 31, № 1596), выполненный Дхармагуптой (Дамоцзидо, Фа-цзан/Фа-ми) и др. в конце эпохи Суй (581-618). Сохранился перевод «Шастры» на тибет. яз., близкий к переводу Сюань-цзана.

Все переводчики «Шастры» ссылаются на не существующий ныне текст «Махаяна-абхидхарма-сутры» («Да шэн апитань цзин» - «Сутра высшего учения махаяны»). Сюань-цзан в своем пер. «Шастры» отмечал, что ее текст разъясняет главу под назв. «Махаяна-сампариграха» («Шэ да шэн пинь» — «Глава о компендиуме махаяны»). В пер. Буддхашанты, Парамартхи и тибет. варианте говорится, что «Шастра» разъясняет всю сутру.

В «Шастре» в сжатом виде изложено абхидхармическое учение махаяны (да шэн) в интерпретации йогачары. Сама махаяна объявляется подлинным учением Будды, превосходящим хинаяну (сяо шэн), поскольку содержит в себе десять «превосходных свойств», вынесенных в названия глав. Эти превосходные свойства: 1) базовой опоры, 2) адекватного познания, 3) адекватного познания вхождения, 4) вхождения в причины и следствия, 5) вхождения в причины и следствия для совершенствования различий, 6) опоры на учение об обетах, 7) опоры на учение о сознании, 8) опоры на учение о мудрости, 9) опоры на учение о следствии безмолвного угасания (нирваны – непань), 10) постижения различий.

Базовая опора — это алая-виджняна, «сознание-сокровищница» (алайе ши), к-рая содержит в себе все «рожденные и нечистые дхармы (фа [1])» и формирует представление о собств. «я» и окружающем мире. Она отождествляется с «адана-виджняной» (фундаментальное, базовое сознание), психикой (читта, синь [1]), к-рая «поддерживает все наделенные материальностью корни (индрии — шесть воспринимающих способностей, органов)», «воспринимает явления и крепко ухватывается за них». Под «адекватным познанием» понимается «адекватное познание вхождения», познание «трех видов собств. природы» — опора на «природу иного», на «природу различий», на «природу истинносущего». Шесть парамит (кит. лю боломидо, парамиты – боломидо — даяния, терпения, соблюдения обетов, усердия, созерцания, мудрости) объясняют «свойство вхождения в причины и следствия», десять ступеней бодхисаттв (пуса) — «свойство вхождения в причины и следствия для совершенствования различий». Далее рассматриваются «благие обеты, заповеди и запреты» (см. Ши шань) бодхисаттв, различные виды сосредоточения, лишенная ментального конструирования мудрость и нирвана. Большое внимание уделяется концепции «трех тел Будды» (трикая, кит. сань шэнь).

Источники:
Асанга. Компендиум махаяны (Махаяна-сампариграха-шастра) // Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций. СПб., 2000, с. 252–267.

Литература:
Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань-бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий. Т. 1–2. Пекин, 1983; Paul D.Y. The Structure of Consciousness in Paramaartha’s Purpoyted Trilogy // PEW. 1981, vol. 31, № 3.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 754-755.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.