Синология.Ру

Тематический раздел


Шэнь сяо

«[учение] о Божественном небе». Религ. система, провозглашенная гос. вероучением последним монархом империи Сев. Сун (906–1127) — Хуй-цзуном (1101–1126), в ходе проведенной им масштабной идеологич. реформы (1112–1119). Это реформа проводилась в ситуации политич. и экономич. кризиса, предельно усиленного угрозой вторжения извне (нашествие чжурчжэней), и была направлена на поиск новых идейно-религ. средств вывода страны из кризисной ситуации.
 
Учение о Божественном небе разработал Линь Лин-су (1076–1120), в молодости, возможно, буд. монаху и затем самодеятельному (формально не принадлежал ни к одной даос. школе) даос. проповеднику (дао ши), ставшему (1115/1116–1119) духовным наставником Хуй-цзуна. Исходно предназначенное для обоснования божеств. статуса правящей дин. и самого императора, это учение являло собой причудливое смешение собственно даос., буд. верований и древнекит. культов. В нем проповедовалось, что мир состоит из девяти небесных сфер (цзю тянь), высшей из к-рых является сфера Божественных небес. Она управляется великим божеством Юй-цин-ваном (Царь нефритовой чистоты), старшим сыном и наследником древнего бога Шан-ди (Высший владыка). Земной император есть воплощение Юй-цин-вана и его наместник в мире людей, ниспосланный для установления там идеального (в духе установок даос.-утопич. идей) правления. Др. членов августейшего семейства и сановников Линь Лин-су также отождествил с небесными божествами шэнь сяо, превратив правящий дом и центр. административный аппарат в земное воплощение божеств. иерархии. Себя он называл небесным чиновником, ниспосланным на землю для оказания помощи дин., и утверждал, что благодаря его медитациям тайные тексты Божественного неба могут быть перенесены в человеческий мир и стать руководством для деятельности властей.
 
Провозглашение шэнь сяо гос. вероучением сопровождалось серией акций, направленных на повышение авторитета даосизма и уничижение буд. церкви. К ним относились: подготовка нового издания даос. канонич. свода «Дао цзан» («Собрание даосских писаний»), куда наряду с даос. текстами предполагалось включить соч. самого Хуй-цзуна; разработка новых даос. литургич. церемоний (часть песнопений для них также сочинил сам Хуй-цзун). Буд. монастыри были поставлены (1117) под контроль светской администрации и новоявленной гос. религии. По указу от 1119 было приказано именовать буд. монахов дао ши, одеяния буд. духовенства полностью заменить на даос. облачение, а Будду титуловать Да-цзюэ-цзинь-сянь (Золотой бессмертный великого пробуждения). Подобное уничижение буд. церкви было вызвано еще и тем, что буддизм стал исповедоваться в соседних с империей Сун и враждовавших с нею киданьском и тангутском гос-вах Ляо (916–1125) и Си Сяо (Зап. Ся, 1032–1227). Одновременно указы Хуй-цзуна показывают, что светские власти считали себя вправе не только принципиально изменять гос. религию, но и «менять вероисповедание» центр. божеств. В 1120 на фоне разгоравшегося повстанческого движения (восстание 1120–1122 на юго-вост. страны), обострения отношений с чжурчжэнями, разгромившими гос-во Ляо, и под давлением придворных и буд. иерархов Хуй-цзун был вынужден законодательно отменить все эти реформы. Однако он не отказался от мысли использования религ. мер для спасения дин. Он передал светские властные полномочия старшему сыну (император Цинь-цзун, 1126–1127), а на себя возложил функции духовного иерарха (прямое продолжение его религ. реформ) Дао-цзюнь-тай-шан-хуан-ди (Великий августейший владыка господин Пути-дао; см. Дао). Весной 1127 конница чжурчжэней осадила столицу (на месте совр. г. Кайфэн, пров. Хэнань), власти подписали безоговорочную капитуляцию. Хуй-цзун и его сын сдались в плен и были увезены на древнюю родину чжурчжэней, где прожили еще неск. лет на положении местных удельных князей.
 
Реформа Хуй-цзуна является выразительным примером особенностей гос. религии имперского Китая, позволявших монарху в принципе осуществлять любые религ.-ритуальные преобразования.
 
Литература:
Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания, СПб., 1993, с. 218–220; Лу Сян-хуай. Лин Лин-су // Шисянь шицзе (Мир богов и бессмертных). Шанхай, 1990; Ebrey P. Taoism and Аrt аt the Court of Song Huizong // Daoism and Art in China / Ed. by St. Little and Sh. Eichman. Berkeley, 2000; Kohn L. Daoism and Chinese Culture. Cambr., 2001, p. 142–144; Strickman M. The Mao Shan Revelations: Taoism and Aristocracy // T’oung Pao. Vol. 63. 1977, № 1.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 758-759.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.