Синология.Ру

Тематический раздел


Шэнь Бу-хай

申不害, Шэнь-цзы. Ок. 385 до н.э., столица царства Чжэн (к юго-вост. от совр. г. Синьяна пров. Хэнань), — ок. 337 до н.э. Мыслитель-легист (см. Легизм). Был канцлером при дворе правителя царства Хань. Выступая за управление посредством юридич. законов (фа [1]), определяющим считал такой его аспект, как шу [2] — искусство/техника: умение контролировать администр. аппарат. Суть «искусства/техники», по Шэнь Бу-хаю, в том, чтобы «на чиновничьи должности назначать по способностям, требовать от чиновника исполнения предписанных ему по должности обязанностей, держать в [своих] руках рукоять [его] жизни и смерти, изучать возможности чиновника». Доктрина Шэнь Бу-хая носит название син мин («формы и имена» или «наказания и имена»): первый член бинома — иероглиф син [4] (наказание) выступает синонимом син [2] (телесная форма). Под «именами» (мин [2]) здесь подразумеваются чиновничьи должности и пожалования, к-рые должны соответствовать «телесной форме» — конкретному содержанию личности и поступков чиновника. Применение иероглифа син [4] («наказание») сообщает биному син мин дополнительное значение «наказания и награды», подразумевающее единство двух сторон «искусства/техники» управления.
 
По Шэнь Бу-хаю, необходимо, чтобы «чередование имен соответствовало реальности», т.е. термин син [4] объяснялся через понятие ши [2] — «реальность», «конкретность». Т.о. станет возможным «указывать [путь] Поднебесной [посредством] недеяния (у вэй)»: под «недеянием» здесь подразумевается отсутствие непосредственной администр. активности правителя, к-рый занимается лишь подбором и назначениями чиновников. Для выполнения этой функции он должен скрывать свой интеллект, информированность, владеть рычагами управления, дабы обеспечивать передачу и исполнение его приказов. В библиографич. разделе «Хань шу» («И вэнь чжи») упомянут трактат Шэнь Бу-хая «Шэнь-цзы», ныне утраченный, сохранилась лишь гл. «Да ти» («Великое тело»). Отдельные высказывания Шэнь Бу-хая содержатся в «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени г-на Люя», III в. до н.э.), «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», I в.), других древних памятниках и в ряде историч. компендиумов. В XIX в. материалы об учении и жизни Шэнь Бу-хая были собраны и систематизированы кит. учеными Янь Кэ-цзюнем и Ма Го-ханем. В ХХ в. его трактат реконструировал и перевел на англ. яз. Х.Крил (H.J.Creel, 1974), имеется и его частичн. рус. пер.  (В.В.Малявин, 2003).
 
Источники:
Из «Шэнь-цзы» / Пер. В. Сухорукова // Из книг мудрецов. М., 1987; Шэнь Бухай. Политические фрагменты // Искусство управления / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В.  Малявина. М., 2003; Creel H.G. Shen Pu-hai. A Chinese Political Philosopher of the Fourth Century B.C. Chic., 1974.
 
Литература:
Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 634.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.