Синология.Ру

Тематический раздел


Шэнь бу ме

神不滅 «неуничтожимость духа», «бессмертие души». Представление о наличии у человека самостоятельной трансперсональной субстанции — духа (шэнь [1]), — способной сохраняться после его физич. смерти и в неизменном виде перемещаться в телесную оболочку вновь рождающегося человеч. существа.
 
Тезис о «неуничтожимости духа» появился в обществ. мысли Китая в эпоху Лю-чао («Шесть династий», III–VI вв.) как результат специфич. истолкования кит. мыслителями буд. учения о сансаре (лунь хуй). Впервые был сформулирован крупнейшим идеологом южнокит. буддизма Хуй-юанем (IV —нач. V в.). Причины подобной интерпретации буд. доктрины до сих пор не имеют однозначного объяснения: к ним относят, в частности, отсутствие унифицированного терминологич. аппарата для адекватной передачи содержания санскр. буд. текстов; пропагандистскую деятельность Хуй-юаня, ориентированную на представителей социальной элиты, к-рые не имели достаточной подготовки для восприятия буд. учения. Предпосылки возникновения идеи «неуничтожимости духа» имелись в традиц. культуре Китая. Напр., согласно представлениям о душах «небесных» и «земных» (хунь по; см. Душа, дух и духи), «небесные души», образовывавшие комплекс шэнь [1], после смерти человека растворялись в «небесной пневме» (тянь ци; см. Тянь [1], Ци [1]), тогда как «земные», прежде чем рассеяться в «земной пневме» (ди ци) либо уйти в царство мертвых, образовывали «навь», «демона» (гуй). По нек-рым древнекит. верованиям, души-шэнь [1] находили прибежище в своеобразном небесном раю. Кит. философы, признавая психофизич. целостность человеч. существа, рассматривали составляющую его единую субстанцию — «пневму» (ци [1]) как находящуюся в двух состояниях — концентрированном и разреженном, соотносящихся по принципу сосуда («телесная форма» — син [2]) и его содержимого. Данная концепция предполагала возможность как материалистич., так и идеалистич. подхода к ней.
 
В V–VI вв. идея «неуничтожимости духа» получила наибольшее распространение среди мирских последователей буддизма, принадлежащих к высшим социальным слоям, для к-рых было характерно повышенное внимание к сфере сверхъестественного Буд. идеологи и их идейные противники, доказывавшие неприемлемость учения Будды для кит. об-ва, воспринимали «неуничтожимость духа» в качестве определяющей доктрины буддизма. Попытки ее опровержения предпринимались, в частности, Хуй-линем, Фань Е, Хэ Чэн-тянем (IV–V вв.) и Фань Чжэнем (V — нач. VI в.). Ведущими ее апологетами после Хуй-юаня были Чжэн Сянь-чжи (IV–V вв.) и Шэнь Юэ (V — нач. VI в.). Широкие дискуссии вокруг этой проблемы состоялись в 20-х, 80–90-х гг. V в. и в 508–509. Повод для двух последних дал трактат Фань Чжэня «Шэнь ме лунь» («Суждения об уничтожимости духа»). Наиболее полно взгляды сторонников и противников идеи «неуничтожимости духа» представлены в материалах, отражающих полемику 508–509. Они содержатся в цзюанях 9 и 10 «Хун мин цзи» («Собрание [соч.], светоч [истины] широко распространяющих»). В цз. 9 наряду с трактатом Фань Чжэня представлены декрет Лян У-ди, «Нань Шэнь ме лунь» («Возражение „Суждениям об уничтожимости духа“») Сяо Чэня (V–VI вв.), «Нань Фань Чжэнь Шэнь ме лунь» («Возражение „Суждениям об уничтожимости духа Фань Чжэня“») Цао Сы-вэня, «Да цао лу ши нань Шэнь ме лунь» («Ответ на все запротоколированные возражения „Суждениям об уничтожимости духа“»), видимо, также принадлежащий Фань Чжэню, и «Чжун нань Фань Чжэнь шу Шэнь ме лунь» («Повторное возражение книге Фань Чжэня „Суждения об уничтожимости духа“»), автор к-рого не указан. Цз. 10 содержит декрет У-ди и выступления 62 оппонентов Фань Чжэня, среди к-рых принцы крови и крупнейшие гос. деятели династии Лян.
 
Появл. тезиса о «неуничтожимости духа» и его обсуждение отражают процесс адаптации буддизма к кит. культуре, показывают, что проникновение буддизма в Китай привело к оживлению иррационализма, выдвижению на первый план аспектов онтологич. проблематики, к-рые ранее не входили в число приоритетных в кит. философии.
 
Литература:
Комиссарова Т.Г. «Монах не должен кланяться императору». Из буддийской полемики IV–VI вв. // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987; Торчинов Е.А. Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы изучения) // НАА. 1988, № 2; Жэнь Цзи-юй (ред.). Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). Пекин, 1979; Фэн Ю-лань. Фо-цзяо юй фо-сюэ ды чжу ти – шэнь бу ме лунь (Главная тема буддиской религии и философии – теория неуничтожимости духа) // Яньюань лунь сюэ цзи (Сб. научных трудов из Яньского парка [Пекинского ун-та]). Пекин, 1974, с. 142 – 176; Zürcher E. The Buddhist Conquest of China. The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Vol. 1–2. Leiden, 1959.
 
См. также лит-ру к ст. Фань Чжэнь, «Шэнь ме лунь».
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 633-634.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.