Синология.Ру

Тематический раздел


Ши гу

石鼓 «каменные барабаны». Десять культовых яйцеобразных тумб из камня с усеченным верхом и низом, по форме напоминающих барабаны (отсюда название), с опоясывающим верх шестирично членящимся орнаментом из выпуклых кружков и выбитыми на верхней плоскости поэтическими текстами, посвященными ритуальной охоте правителя (цзюнь цзы). Позднее подобные артефакты получили название «охотничий мемориальный камень» (ле цзе 猎碣). До нач. ХХ в. «каменные барабаны» считались либо изготовленными в эпоху Зап. Чжоу при Чэн-ване (1024 – 1005) или Сюань-ване (827 – 782), либо подделанными при северовэйском Тай У-ди (440 – 452), или западновэйском Вэнь-ди (535 – 551), или при Сев. Чжоу (557 – 581). По мнению современных ученых, они были созданы в эпоху Вост. Чжоу, в период от 770 до н.э. (Го Мо-жо) до 374 до н.э. (Тан Лань, В.М.Крюков). Найдены в VII в. в Тяньсине 天兴 (совр. г. Баоцзи пров. Шэньси) при неясных обстоятельствах. В период Южн. Сун (1127 – 1279) находились у чжурчжэней и очень пострадали. Сохранились сделанные с них до этого (1049 – 1054 и на руб. XI – XII вв.) три эстампажа, находящиеся ныне в Японии. При маньчжурском имп. Цянь-луне (правил в 1735 – 1796) были сделаны их каменные копии (Цянь-лун ши гу), к-рые в наст. время располагаются в Храме Конфуция (Кун мяо) в Пекине, в «Воротах Великого свершения» (Дачэн-мэнь), ведущих во второй, главный его двор. Стоявшие там ранее оригиналы хранятся в Музее Старого [императорского] дворца (Гугун боуюань).
 
На каждом «барабане» большим уставным почерком (дачжуань 大篆) выбито отдельное рифмованное стихотворение с четырехсложной строкой (за искл. шести пятисложных). Текст разбит на столбцы по 6 – 7 иероглифов без учета деления на строки. Все стихотворения объемом от 17 до 22 строк в целом состоят из ок. 740 иероглифов. На одном из «барабанов» текст полностью утрачен, на остальных не хватает от трех знаков до половины, что однако, в значительной мере компенсируется северосунскими эстампажами. Остается загадочной последовательность надписей, поскольку неясно, как изначально должны были взаимно располагаться в пространстве их носители. Имеются рус. переводы одной надписи (М.В.Крюков, 1978) и всех сохранившихся с реконструированным воспроизведением оригинала (В.В.Дорофеева [Лихтман], 1984).
 
Стилистически «Письмена на каменных барабанах» («Ши гу вэнь») соответствуют поэтической традиции «Ши цзина» («Канон стихов») и даже помогают прояснить смысл темного текстолого-нумерологического (сяншучжи-сюэ) термина «ши» [16] («десяток»), к-рым в каноне обозначены группы стихотворений, составляющие специфический структурный элемент его изощренной архитектоники. Идейно «Письмена на Каменных барабанах», по-видимому, должны были «лапидарным слогом», обращенным в вечность, выразить претензию считавшегося полуварварским царства Цинь на культурное равенство с «центральными государствами» (чжун го). Об этом свидетельствуют упомянутые в них сын Неба (тянь цзы, см. Тянь [1]), царь (ван [1]), князь (гун [2]) и великий жрец (да чжу 大祝).
 
Находка «барабанов» сразу стала важным культурным событием, на к-рое откликнулись изящным словом выдающиеся деятели кит. культуры, в частности, Чжан Юэ 张说 (667 – 730), Ду Фу (712 – 770), Хань Юй (768 – 824) и Су Ши (1037 – 1101) (два последних в одноименных «Ши гу гэ » - «Песня о Каменных барабанах»). Их каллиграфией восхищались знаменитые мастера нач. эпохи Тан - Оуян Сюнь 欧阳询, Юй Ши-нань 虞世南 и Чу Суй-лян 禇遂良, а прославившийся в эпоху Мин знаток старины Лан Ин 郎瑛 (ок. 1487 – 1566) считал ее образцовой среди «охотничьих мемориальных камней». Посвященные «барабанам» многочисленные исследования, как правило, составляют специальный раздел в каталогах по эпиграфике. Подробную сводку лит-ры о них опубликовал в 1933 в Шанхае Ю Юнь-лун.
 
Источники:
Го Мо-жо. Ши гу вэнь яньцзю (Исследование «Письмен на Каменных барабанах»). Шанхай, 1951; Акадзука Киёси. Исикобун син кэнкю (Новое исследование «Письмен на Каменных барабанов») // Ниппон кокоцу гаккай. 1976, № 11, 1980, № 12; Крюков М.В., Хуан Шуин. Древнекитайский язык. М., 1978, с. 146 – 148, 356; Дорофеева В.В. Надписи на «каменных барабанах» - памятник древнекит. поэзии // XV НК ОГК. Ч. 1. М., 1984, с. 104 – 118.
 
Литература:
Карапетьянц А.М. К вопросу о лингвистической датировке древнекитайских памятников // Ученые записки Тартуского ун-та. 1969, вып. 201 (Труды по востоковедению, № 1); Крюков М.В. Древнекитайские стихотворные надписи IV в. до н.э. и традиции «Шицзина» // Жанры и стили литератур Китая и Кореи. М., 1972, с. 4 – 11; Рычило Б.П., Солнцев М.В. Пекин. М., 2000, с. 142; Тан Лань. Ши гу няньдай као (Исследование эпохи [создания] «Каменных барабанов) // Гу гун боуюань юанькань (Альманах Музея Старого [императорского] дворца). Пекин, 1958, № 1.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 741-742.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.