Синология.Ру

Тематический раздел


Ши-гань-дан

石敢當 Ши-гань-данШи-гань-данбукв. «камень, дерзающий противостоять». Камни с такой надписью встречаются в городах и предместьях ок. домов, у входа в переулок, а также против ворот зданий и у мостов. Предназначены для сдерживания злых духов и иного вредоносного влияния.
 
Существуют две версии происхождения этого суеверия. По одной: Ши Гань-дан — имя собств. одного богатыря X в., по силе и храбрости не имевшего себе равных, вследствие чего народ стал думать, что для того, чтобы подавить любое зловредное воздействие, достаточно написать это грозное имя. По другой: в XI в., при сунском императоре Жэнь-цзуне (1023–1063) одному уездному начальнику попался камень с вырезанною на нем надписью: «Камень дерзает противостоять [злу, несчастью], сдерживает духов [демонов], подавляет бедствия; [благодаря ему] чины наслаждаются счастьем, народ благоденствует, нравственность и просвещение процветают, церемонии и музыка развиваются. 5-й год [правления] Да-ли танского императора Дай-цзуна (766). Печать уездного начальника Чжана». Первую фразу этой надписи будто бы и стали вырезать на камне с целью воспрепятствовать влиянию темных сил.
 
Тайшань-ши-гань-данТайшань-ши-гань-данИногда в верхней части этих камней рисуют голову тигра или же прибавляют еще два знака — Тайшань, назв. одного из пяти гл. пиков (у юэ); так что вся фраза на камне будет иметь след. смысл: «Камень с Тайшаньского пика (а не с какой-нибудь ничтожной горы] (Тайшань-ши) дерзает противостоять [всему злому]». Иногда после Тайшань-ши добавляется вопросительное слово шуй/шэй, и фразу можно перевести как: «Тайшаньскому камню кто дерзнет противостоять?».
 
Источники:
Попов П.С. Китайский пантеон. Т. VI. СПб., 1907, с. 84; то же // Все о Китае. Т. 1. М., 2003.
 
Литература:
Линь Ли-мин. Гуй юй шицзе (Мир злых духов). Сямэнь, 1993, с. 213–215; Ма Чан-и, Лю Си-чэн. Ши юй ши шэнь (Камень и духи камней). Пекин, 1994, с. 46–71; Цзун Ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 413–417.
 
По материалам П.С. Попова

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 741.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.