Синология.Ру

Тематический раздел


Чэн-хуан

城隍, чэн-ван. Чэн-хуанЧэн-хуанВ китайско. мифологии дух–покровитель города. Чэн-хуаны выделились в отд. категорию духов-покровителей местности в эпохи Тан (618–907) и Сун (960–1279) вслед за развитием городов. Хуан дословно означает «городской ров [без воды]» (видимо, истоки культа чэн-хуана следует возводить к поклонению духу гор. рва, впоследствии распространившему свое покровительство на весь город).
 
Наиболее ранние сведения о храме (мяо) чэн-хуана относятся к 239. Одно из первых употреблений термина чэн-хуан зафиксировано в «Нань юн чжоу цзи» (ок. 550). К VI–VII вв. культ чэн-хуана получил в Китае довольно широкое распространение — храмы ему стали сооружать повсеместно, а с 934 чэн-хуанам стали присваивать княжеский титул (ван): такие титулы получили чэн-хуаны Ханчжоу, Хучжоу и Юэчжоу. Чэн-хуаны мыслились чиновниками иного мира (обладающими соответствующим штатом подчиненных), поставленными охранять и оберегать городскую жизнь от любого рода несчастий и напастей: местные жители обращались к чэн-хуану за помощью в излечении болезней, ища управы на бесчинствующую нечисть, за защитой от стихийных бедствий, с просьбами о даровании дождя в засуху и т.п. Иногда чэн-хуаны, не будучи в силах справиться с обрушившимся на подотчетную местность бедствием, обращались за помощью к чиновникам-людям: «В годы [под девизом правления] Кай-юань (713–741) Вэй Сю-чжуан, начальник области Хуачжоу, будучи на городской башне, вдруг увидел человечка ростом немногим более трех чи [ок. 1 м] в пурпурном платье и красной шапке. [Человечек] почтительно поклонился и сказал: „Я — местный чэн-хуан. Дух реки Хуанхэ хочет затопить наш город, чтобы спрямить течение реки, я же упорно этому противлюсь. Через пять дней на реке будет большая битва... Боюсь, что сам я не справлюсь, хочу попросить помощи у вас, сударь. Если тысячи две лучников выступят на подмогу, мы непременно победим!“ Подошел назначенный срок, и Сю-чжуан привел две тысячи солдат на городские стены. Река вдруг вспенилась, в небо вырвался столб белого тумана высотой больше чем в десять чжанов [более 30 м], а с городской башни на столб стал наползать темно-синий туман. Сю-чжуан велел стрелять в белый туман, столб к-рого сразу стал уменьшаться и постепенно вообще растаял, остался один темно-синий туман — он висел над стеной как облако, а потом втянулся назад в башню. Раньше Хуанхэ протекала совсем близко от города, а после этого [происшествия] отступила на пять-шесть ли» («Гуан и цзи» - «Обширные записи об удивительном», Дай Фу, VIII в.).
 
В ведении чэн-хуанов находились все живые твари, духи и люди данной местности, а также надзор за сроками их жизней. Об этом повествует одно из первых сюжетных повествований, где фигурирует чэн-хуан: «Живший при династии Тан Ван Цзянь-и, старший помощник областного начальника из Хунчжоу, как-то тяжело захворал: в животе у него будто появился огромный ком, двигавшийся туда-сюда вслед за дыханием. Весь разбитый недугом, Ван пролежал в постели уже более месяца, как вдруг однажды вечером ком этот внезапно поднялся к самому сердцу, охватил его — будто душа отлетела вдаль!.. Через некоторое время Ван очнулся и рассказал близким следующее: „Во сне увидел я посланца иного мира по имени Дин Ин. В руках у него была бумага, гласившая: "Получен приказ от духа-чэн-хуана доставить Ван Цзянь-и"“. Я пошел вслед за посланцем. Через десять с чем-то ли мы достигли храма чэн-хуана. Привратник сказал: „Да ведь вы, господин Ван, еще среди живых, добродетели ваши широко известны, вам не настало еще время расставаться с телом, как же вы сюда попали?“ Я потребовал допустить меня к чэн-хуану. „Раз срок моей жизни еще не вышел, — доложил я, — разрешите мне вернуться [в мир живых]“. Чэн-хуан велел свите принести ему списки живущих, проверил, ответил: „Да, вам еще отпущено пять лет жизни“, — и разрешил уйти» («Бо ин лу»).
 
Письменные источники эпох Тан и особенно Сун — времени расцвета культа чэн-хуана — сообщают о существовании 150 храмов чэн-хуанов; в них часто встречаются сюжеты, связанные с чэн-хуанами. В антологии Хун Мая (1123–1202) «И-цзянь чжи» («Записи И-цзяня») содержится характерный рассказ: «В первую луну первого года [правления под девизом] Цин-юань жителя Пинцзяна старика Чжоу охватила малярия — ничто не помогало. Чжоу слышал, что малярия случается от морока души умершего, и душу можно прогнать в какое-нибудь другое место, [чтобы остановить болезнь]. И вот в сумерках он направился в храм чэн-хуана и там, пав наземь перед изображением духа, стал молиться; что говорил — история умалчивает. Настала полночь, и замерцали огоньки рядов светильников, телохранители склонились почтительно и чэн-хуан покинул свое место [в храме]. Воин в желтых одеждах, ведя за собой семь-восемь человек, вошел во двор. Все замерли в поклоне. „Верховный император повелел мне распространить здесь эпидемию, — сказал чэн-хуан, — вы все — духи–охранители кварталов, не медлите!“ Собравшиеся, склонив головы, внимали его приказу. Потом вперед выступил один дух и со всей откровенностью сказал: „Я управляю кварталом Сяоифан и доподлинно знаю, что многие семьи, живущие в этом квартале, добродетельны и не совершали зла. Боюсь, нельзя карать их страданиями от таких болезней“. „Это указ Неба, — в гневе крикнул чэн-хуан, — ты же всего лишь мелкий чиновник, почтительно исполняй!“ „Ну раз этого избежать нельзя, — настойчиво продолжал дух, — тогда можно ли не включать в число больных маленьких детей?“ Чэн-хуан надолго погрузился в раздумья, потом сказал: „Можно и так поступить“. Тут голоса стихли, и все разошлись. Наутро Чжоу вернулся домой и обо всем рассказал. Его слова сочли злым наговором, никто не поверил. А во вторую луну в городе разразилась эпидемия, и только в квартале Сяоифан не заболели одни малые дети. Так [люди] поняли, что слова Чжоу — не выдумка. Когда болезнь утихла, жители квартала в складчину построили большой храм в благодарность за добро духа квартала».
 
В сборнике Чжао Юй-ши (XIV в.) «Бин туй лу» («Записи ушедшего на покой») сообщается: «Никто не знает, начиная с какого времени стали появляться храмы чэн-хуанов в уездах и областях. <...> Храм чэн-хуана в Уху был построен на второй год уского [правления под девизом] Чи-у [т.е. 239], цискому Гунжун Яню и лянскому У-лин-вану [Сяо Цзи, ?–553, восьмой сын основателя дин. Лян У-ди] возносят молитвы в храмах чэн-хуанов [т.е. поклоняются им как чэн-хуанам], и обо всем этом есть записи в историч. сочинениях. Значит, [культ чэн-хуанов] существовал еще до Тан! <...> Ныне храмы чэн-хуанов есть по всей Поднебесной, и правящая фамилия или делает храмам пожертвования, или жалует [духов] титулами. Оставшимся без титула [духам] или даруют такой же [титул], как [у чэн-хуана] в соседней местности, или тот, что приписывает ему молва — происходит это по-разному. Что же до имени и фамилии, то духу их присваивают произвольно, но каждый раз — от конкретного человека. А как дух может возразить! В уездах же, где есть города, часто бывает, что [таких] храмов несколько: например, в одной области Пэнчжоу есть храм чэн-хуана и храм духа города Лочэна, а в Юаньчжоу в уезде Исянь есть как храм чэн-хуана, так и храм сянь-хуана [т.е. духа–покровителя уезда] — дело, дотоле невиданное!»
 
С течением времени культ чэн-хуанов приобрел гос. характер. В 1369 основатель минской дин. Чжу Юань-чжан издал рад указов относительно чэн-хуанов. Чэн-хуаны шести крупных городов получили особые княжеские титулы (напр., чэн-хуан Кайфэна стал именоваться Сянь-шэн-ван); главам местной администрации страны было вменено в обязанность лично возносить моления в храмах чэн-хуанов; чэн-хуаны провинций получили титул знатности гун [2] и были приравнены в должности к министрам; чэн-хуаны–покровители областей получили титул знатности хоу [3] и были приравнены к начальникам отделов департаментов; уездные чэн-хуаны получили титул бо [1] и должности помощников начальников отделов. По распоряжению Чжу Юань-чжана храм столичного чэн-хуана был отстроен заново; также была изготовлена деревянная статуя этого божества, раскрашена и покрыта лаком.
 
В роли чэн-хуанов, как правило, выступали историч. лица (в отличие от духов местности, ту-ди, часто безымянных), сделавшие много полезного для данных мест и их населения и прославившиеся на служебном поприще, часто известные полководцы, герои военных сражений и т.д. В сборнике «Чжу ши» («История с мухобойкой») Ван Дэ-чэня (1036–1116) содержится эпизод, связанный с сооружением храма: «В Байхуачжоу поначалу не было бога–покровителя местности, и когда Вэнь-чжэна [посмертное имя министра Фань Чжун-яня] назначили туда служить, он распорядился возвести кумирню. Плотники стал спрашивать, кого изображать в качестве статуи духа, и господин отвечал: „Это буду я!“ Так и построили храм для господина Вэнь-чжэна».
 
Инспекционный выезд чэн-хуанаИнспекционный выезд чэн-хуанаВ храмах чэн-хуанов обычно было две статуи этого духа: одна глиняная, а вторая деревянная; последнюю три раза в год (весной, осенью и зимой) с особой пышностью выносили из храма на носилках, чтобы чэн-хуан совершил инспекцию вверенной ему территории, усмирил бесчинствующих злых духов и способствовал возрождению к новой жизни душ умерших. В храмах обычно была статуя и жены чэн-хуана. Различия в положении чэн-хуанов находили свое отражение и в этой церемонии: так, статую чэн-хуана провинц. значения несли на носилках шестнадцать человек, а уездного — только восемь. «Инспекционные выезды» чэн-хуана довольно быстро превратились в многолюдные пышные нар. праздники-гулянья.
 
Литература:
Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Божества Китая). Пекин, 1990, с. 239–249; Хао Те-чуань. Цзао-ван-е ту-ди-е чэн-хуан-е. Чжунго миньцзянь шэнь яньцзю (Цзао-ван, ту-ди, чэн-хуан. Исследования по китайской народной религии). Шанхай, 2003, с. 199–255; Чжан Ши-ю. Ту-ди юй чэн-хуан синьян (Верования, связанные с ту-ди и чэн-хуаном). Пекин, 1994.
 
Ст. опубл. с некот. сокр.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 732-734.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.