Синология.Ру

Тематический раздел


Чэнь Чунь

陳淳, Чэнь Дао-ся 陳道夏, цзы Чэнь Дао-фу 道復, Чэнь Фу-фу 復父, прозвание (хао) Байян-шаньжэнь 白陽山人 «Отшельник [с гор] Байян». 1483, г. Чанчжоу 長洲 (совр. г. Сучжоу 蘇州, пров. Цзянсу), 1544. Художник, каллиграф, поэт, один из ведущих представителей живописной школы У-пай (Умэнь-пай 吳門派, «Направление/школа [города] У») эпохи Мин (1368-1644).
 
Чэнь Чунь происходил из потомственного чиновничьего семейства и получил хорошее домашнее образование, каллиграфии и живописи обучался у Вэнь Чжэн-мина (в то время главного мастера «школы У»), став его лучшим учеником и единомышленником, но после того, как ученик увлекся даосизмом, их пути разошлись. В юности Чэнь Чунь успешно выдержал гос. экзамены, но отказался от служебной карьеры: семейное состояние позволяло ему не только вести безбедное существование, но и оказывать финансовую помощь др. художникам. Щедрость Чэнь Чуня способствовала утверждению его авторитета в У-пай и творческих кругах Сучжоу.
 
Как живописец Чэнь Чунь поначалу находился под определяющим влиянием творчества мастеров эпохи Юань 元 (1271-1368), в первую очередь Гао Кэ-гуна, затем приступил к освоению традиции монохромного пейзажа - шань-шуй (хуа) 山水(畫) «живопись/изображения гор и вод», гл. образом, в исполнении Ми Ю-жэня. Однако наиболее впечатляющих результатов Чэнь Чунь достиг в жанре хуа-няо (хуа) 華鳥 (畫), «живопись/изображения цветов и птиц». Продолжая в нем стилистическую линию основателя «школы У» - Шэнь Чжоу, Чэнь Чунь  использовал «бескостный» метод письма (мэй-гу хуа  沒骨畫), заключавшийся в отказе от тушевого контура и в активном применении размывок. Кроме того, он трансформировал общепринятую монохромную манеру, вводя в композиции голубой и темно-желтые оттенки цвета; в его работах с изображением цветов преобладает сдержанная полихромия в сочетании с богатыми тонами туши. За повышенную экспрессию в изображении цветов  Чэнь Чуня обычно объединяют в живописи с Сюй Вэем 徐渭, что запечатлено в профессиональном фразеологизме бай ян цин тэн 白阳青藤 («белое солнце – зеленая лоза»).  Кисти Чэнь Чуня принадлежат произведения, хранящиеся в Музее пров. Аньхуй и Шанхайском художественном музее; представление о его технике дают не только композиции малого формата, напр., альбомные листы из серии «Мо хуа цэ» 墨花冊 («Цветы, [нарисованные] тушью», 28х37 см, Шанхайский художественный музей), но и большие вертикальные свитки, образцом которых служит «Шаньча шуйсянь ту» 山茶水仙圖 («Камелия и нарциссы», 136,1х32,6 см, бумага, тушь; там же). Манера Чэнь Чуня сразу привлекла к себе внимание местных художников и ценителей искусства, признавших ее новацией в традиционной живописи.
 
Каллиграфическое творчество автора представляет направление эксцентриков (се ); он работал в почерках синшу и цаошу, но именно в крупной скорописи его мастерство было на высоте лучших эталонов эпохи. В каллиграфии Чэнь Чунь исходил из наследия Су Ши 蘇軾 и Ми Фу 米芾. Китайские критики отмечают, что его энергопотоки (ши) были чистые и мощные, а тушь светоносна и обильна; кисть пикировала, словно птица из облаков. Зачастую взмахи кисти Чэнь Чуня сопровождались громкими выкриками, и современникам казалось, что его неистовство не ведает узды. Композиции мастера сравнивали со шквалистым ветром, колеблющим ветви старой сосны. К его творчеству китайские знатоки применяли поговорку о том, что «зайти слишком далеко ‑ все равно, что не дойти». Они отмечали, что композиции произведений Чэнь Чунь бывают излишне разбросанными, а кисть местами выходит из-под контроля.
 
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Сюй Ли-мин. Чжунго шуфа фэнгэ ши (История стилей китайской каллиграфии). Хэнань, 1992; Хуан Дунь. Юань Мин шуфа (Каллиграфия периода династий Юань, Мин). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Чжунго хуфа цзянь ши (Краткая история китайской каллиграфии). Отв. ред. Ван Юн. Пекин, 2004;  Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая)/Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 5. Пекин, 1986; Шанхай боугуань цзанпинь цзинхуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) /Сост. Ма Го-цюань. – Сянган, 1981; Cahill J. Parting at the Shore: Chinese Painting of the Early and Middle Ming Dynasty, 1368–1580. New York, 1978; Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chicago, London, 1990; Eight Dynasties of Chinese Painting. The Collection of the Nelson Gallery – Atkins Museum, Kansas City, and the Cleveland Museum of Art. Cleveland, 1980; Hyland A. R. M. The Literati Vision: Sixteenth-century Wu School Painting and Calligraphy. Memphis, 1984; Ninety Years of Wu School Painting. Taibei, 1975; Paintings in Chinese Museums//Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 5-7. L., 1958; The Shanghai Museum of Art /Ed. by Zhen Zhiyu. N.-Y., 1981; Fu Shen C.Y. Chinese Calligraphy in the Jade Studio Collection // The Jade Studio: Masterpieces of Ming and Qing Painting and Calligraphy from the Wong Nan-p’ing collection. New Haven, 1994.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 853-854.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.