Синология.Ру

Тематический раздел


Чэнь Цзянь-фу

陳健夫, Wilbur Chien-fu Chen. 22.1.1913, Хунься пров. Цзянси. Религ. философ и обществ. деятель. В 1937–1945 участвовал в Войне сопротивления Японии, в 1946–1947 выступал со статьями на политич. темы в газете «Цзюго жибао» («Ежедневный вестник спасения гос-ва»), опубликовал кн. «О новом революционном движении» («Лунь синь гэмин юньдун»). В 1948 основал в Нанкине Партию нового об-ва (Синь шэхуй дан). После эвакуации на Тайвань летом 1949 был арестован по политич. мотивам, три года провел в тюремном заключении. В нач. 50-х гг. объявил о создании религ.-филос. системы «нового конфуцианства» (синь жу-сюэ). Опубликовал ряд книг, пропагандирующих эту систему, со 2-й пол. 60-х гг. издает журнал «Новые конфуцианцы» («Синь жу-цзя»). Со 2-й пол. 80-х гг. активно участвует в науч. мероприятиях Междунар. об-ва сравнительного изучения цивилизаций, в авг. 1988 принял участие в 18-м Всемирном филос. конгрессе в Брайтоне (Великобритания).
 
Чэнь Цзянь-фу предпринял попытку создать синкретич. религию, соединяющую «конф. добродетель постоянства, христианскую добродетель любви и буд. идею спасения». Он провозгласил, что все религии ведут к одному Богу, конфуцианство является базой всех религий, а Бог есть высший среди всех прочих божеств, также почитаемых. В «десять заповедей» его религии наряду с традиц. конф. положениями вошли призывы к гражданской активности, уважению к законам и демократич. процедурам. Чэнь Цзянь-фу отмежевывается от таких мыслителей как Тан Цзюнь-и и Сюй Фу-гуань, считая их «силами старого конфуцианства». По его мнению, дух конфуцианства заключен не в «горестно-страдающем сознании», как это утверждали они,а в «жизненном сознании», ориентированном на максимальную социальную активность и жизнелюбие (см. Новое конфуцианство). Осн. путь создания новой формы конфуцианства, помимо диалога со всеми мировыми религиями, Чэнь Цзянь-фу видит в усилении социально-политич. характера его учения.
 
Во время проходивших в 50-е гг. дискуссий конфуцианцев с «западниками» Чэнь Цзянь-фу выступал с критикой позитивистской гносеологии Ху Ши.
 
Источники:
Чэнь Цзянь-фу. Синь жу-сюэ (Новое конфуцианство). Тайбэй, 1956; он же. Синь жу-цзя сы шу (Четверокнижие нового конфуцианства). Тайбэй, 1984.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 611.
 

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.