Синология.Ру

Тематический раздел


Чжэнъи-дао

正一道 путь истинного/правильного единства. Первое организованное направление религиозного даосизма.
 
Согласно даос. преданию, школа чжэн и была создана святым Чжан Дао-лином (Лином): в 142 или 145 обожествленный Лао-цзы (Лао-цзюнь) якобы явил ему откровение и назначил своим наместником на земле с титулом «Небесного наставника» (тянь ши). В роду Чжан этот сан до настоящего времени передается по наследству. К кон. II в. чжэн и представляла собой многочисленную религ. орг-цию, распространившую влияние на значит. часть пров. Сычуань (Юго-Зап. Китай). Ослабление центр. власти в ходе восстания Желтых повязок (184) позволило 3-му «Небесному наставнику» — Чжан Лу (ум. ок. 220) создать на территории совр. пров. Сычуань независимое теократич. гос-во. В 215 он признал власть Цао Цао, военачальника империи Вост. Хань (25–220), после ее падения основавшего династию Вэй (220–279). В III в. учение чжэн и широко распространилось в Сев., а в IV в. и Южн. Китае. В XII в. императоры династии Сун (960–1279) объявили резиденцией «Небесных наставников» гору Лунхушань (в пров. Цзянси) и предоставили этой территории политич. автономию, фактически просуществовавшую до образования КНР. К XII–XIII вв. относится окончательное утверждение названия чжэн и в качестве офиц. До этого школа обычно именовалась тянь ши [дао] ([путь] Небесных наставников), а при династии Вост. Хань — у доу ми [дао] ([путь] пяти мер риса), поскольку все ее члены платили ритуальный налог в пять мер (доу) риса, к-рый в глазах верующих был залогом накопления сокровищ на небесах, в  созвездиях «пяти ковшей» (у доу), главным из к-рых был Северный ковш (бэй доу) – Большая Медведица. После образования КНР в 1949 63-й «Небесный наставник» эмигрировал на Тайвань, где и сейчас находится резиденция его преемника. Чжэн и оказывает существенное влияние на идеологич. ситуацию на Тайване, особенно в крестьянской среде.
 
В центре религ. практики этой школы — совершение общинных богослужений (цзяо), призванных «обновить» силы природы и способствовать процветанию общины верующих. Ритуалы чжэн и имеют сложный символич. характер. Для ее учения характерна подробная разработанность религ. космологии, согласно к-рой вселенной управляют три пневмы (сань ци; см. Ци [1]): «сокровенная/таинственная» (сюань; см. Сюань-сюэ), «изначальная» (юань) и «первоначальная» (ши), порождающие небо, землю и воду. Вся эта триада сфер управляется «небесной бюрократией» из «трех чиновников» (сань гуань), с культом к-рых связаны три общинных праздника в нач., сер. и последней трети года, включенные в цикл 24 пневм солнечного года и называемые праздниками «трех начал» (сань юань). Три временные стадии «трех начал» также соотносятся с головой, грудью и животом в человеч. теле; к частям и функциям тела привязаны и 24 пневмы в качестве космич. энергий. Аналогич. образом строилась и организационная структура движения.  Ее возглавляли Три Наставника, или три поколения Небесных наставников из рода Чжан, называвшиеся тянь ши, сы ши и си ши. Уникальную роль в движении играли женщины, к-рые могли быть высокопоставленными священнослужителями. По-видимому до Х в. практиковались ритуальные соития, именовавшиеся «гармонией пневм» (хэ ци).  Доктрина чжэн и изложена в четвертом (дополнительном) разделе собр. даос. текстов «Дао цзан»: «Чжэн и бу».
 
Литература:
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970, с. 261–266; Торчинов Е.А. Даосская утопия в Китае на рубеже древности и средневековья (II–VI вв.) // Китайские социальные утопии. М., 1987; он же. Даосизм. СПб., 1998, с. 253–268 и др.; Schipper K.M. The Taoist Body // HR. 1978, vol. 17, № 3–4; id. Vernacular and Classical Ritual in Taoism // Journal of Asian Studies. 1985, vol. 45; Stein R. Remarques sur le mouvements du taoïsme politico-religieux du II-e siecle ap. J.C. // T’P. 1977, vol. 63, № 1.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 600.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.