Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан тянь-ши

張天師, Небесный наставник Чжан. В китайской даосской и поздней народной мифологии главный маг и повелитель бесов. В основе образа мифического Чжан тянь-ши лежит представление о главе даосской церкви Чжан Дао-лине (II в., см. Чжэнъи-дао), к-рому (как и его прямым потомкам) был присвоен в V в. почетный титул тянь-ши («небесный наставник»).
 
Согласно преданию, Чжан Дао-лин, путешествуя по стране, добрался до гор в уезде Синьаньсянь пров. Цзянси, где занялся изготовлением пилюли бессмертия. Когда пилюля была готова, он принял ее и, хотя ему было в то время 60 лет, превратился в молодого человека; одновременно он получил магические тайные сочинения и обрел могущество (благодаря к-рому мог изгонять бесов и оборотней), а также проник в таинство превращений. После этого Чжан Дао-лин, вознесся на небо, оставив своим детям и внукам сочинения по магии, заклинания, печать и чудесный меч (по др. версии, он, приняв полтаблетки снадобья, стал земным бессмертным – сянь [1], см. также Сянь-сюэ).
 
От имени Чжан тянь-ши веками издавались указы против нечисти, распространявшиеся по всей стране. Как повелителю всех хтонических сил Чжан тянь-ши приписывалась власть над обитающими в земле животными, к-рые могут повредить особо почитавшимся в Китае могилам предков. Одновременно его «специальностью» считалась и борьба с ядоносами, т.е. скорпионами, змеями, ядовитыми пауками и т.п.
 
Чжан тянь-ши подчинены также пять громов, по его приказу убивающих нечисть, поэтому на картинах вокруг его фигуры рисовались пять огнедышащих барабанов — символы этих громов. Поскольку функции Чжан тянь-ши близки функциям властителя бесов Чжун Куя, их изображения и атрибуты нередко смешивались.
 
Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, с. 216–220; он же. О некоторых главных типах китайских заклинательных изображений по народным картинам и амулетам // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. 20, СПб., 1910, с. 15–25; Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. Т. 6. СПб., 1907, с. 33–34; то же// Все о Китае. Т. 1. М., 2003; Dоré Н. Researches into Chinese Superstitions. Vol. 9. Shanghai, 1931, р. 69–86; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 37–41.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 717.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.