Синология.Ру

Тематический раздел


Цзю чоу

九疇 «девять разделов», или, полное название, «девять предначертаний Великого плана» (хун фань цзю чоу). Обозначение принципов поддержания гармоничного обществ. порядка, изложенных в гл. «Хун фань» («Великий/Величественный план», «Всеобъемлющий образец», «Великие правила») конф. канона «Шу цзин» (см. Конфуцианство). Слово чоу в старом лит. яз. вэньянецзю чоу были дарованы Небом полумифич. «совершенномудрому» ( имеет несколько смыслов, в осн. восходящих к древнему значению «[размежеванное] поле» и подразумевающих гл.обр. упорядоченную разграниченность. Согласно «Шу цзину», шэн[1]) правителю древности Юю (по традиц. версии — XXIII в. до н.э.). По преданию, изложенному в комментариях к «Си цы чжуани» (IV в. до н.э.), автором к-рых считается Кун Ань-го(II в. до н.э.), цзю чоу открылись Юю в узорах на спине волшебной черепахи, вышедшей из вод реки Ло (см. Хэ ту и Ло шу). После падения гос-ва Шан-Инь и воцарения династии Чжоу (XII/XI в. до н.э.) цзю чоу были якобы сообщены князем удела Цзи (Цзи-цзы) чжоускому У-вану, поэтому цзю чоу называются также «Цзиским предначертанием» (цзи чоу).
 
Цзю чоу заключаются в следующем: 1) опора на «пять элементов», т.е. взгляд на связи между вещами в окружающем мире сквозь призму классификац. схемы у син[1]; 2) «почтительное использование пяти дел», т.е. возможностей, к-рые дают человеку его внеш. облик, речь, зрение, слух и мышление; им соответствуют такие должные качества, как строгость поведения, аккуратность, прозорливость, осмотрительность и мудрость; 3) «неукоснительное исполнение восьми дел управления»: дела, связанные с продовольствием; с товарами; жертвоприношения; дела, подначальные ведомству обществ. работ; дела ведомства ритуалов и просвещения; дела ведомства суда и наказаний; прием (гос.) гостей; военные дела; 4) «упорядоченное использование пяти источников исчисления времени»: лет, месяцев, дней, созвездий и знаков зодиака, календарных вычислений; 5) «созидание Священного предела», т.е. предельное укрепление монаршей власти посредством добродетелей правителя, приближения им добродетельных и способных людей, беспристрастности и т.п.; 6) «соблюдение трех добродетелей»: «[делать вещи] правильными и прямыми», «быть твердым» в случае сопротивления воле правителя и «быть мягким» в отношении послушных, «знатных и просвещенных»; 7) «разрешение сомнений» посредством гадательной практики и совещаний с сановниками и народом; 8) «использование природных знамений» — течение природных процессов говорит об ошибках правителя или о должном его поведении; 9) «стремление к пяти [проявлениям] счастья и избегание шести крайностей», где к проявлениям счастья отнесены долголетие, богатство, здоровье и спокойствие, любовь к целомудрию, спокойная кончина, а к «крайностям» (несчастьям) — сокращенная бедствиями жизнь, болезни, горести, нищета, телесное уродство и слабоумие.
 
Цзю чоу выражают систему ценностей, ставшую базовой для конфуцианства при всех различиях в ее толкованиях в те или иные эпохи разными его течениями. Орг-ция цзю чоу по девятеричной канонич. (цзин [1], см. Цзин - вэй) схеме говорит о нормативности этих ценностей и отражает представления о гармоничном космосе, все элементы к-рого подчинены системе связей, охватывающей также социальные отношения и любые проявления жизнедеятельности человека (см. также Сяншучжи-сюэ).Взгляды, лежащие в основе учения о цзю чоу, во II в. до н.э. послужили базой доктрины «взаимного реагирования Неба и человека» (см. Тянь [1]).Аббревиатура словосочетания хун фань цзю чоу — фаньчоу в совр. кит. яз. получила значение «категория» (филос.).
 
Источники:
Шу цзин. Гл. «Великий закон» / Пер. С. Кучеры // Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972; LeggeJ. The Chinese Classics. Hongkong, L., 1865. Vol. III, pt 2, p. 320 – 344; The Book of Documents / Tr. by B.Karlgren // The Museum of Far Eastern Antiquities. № 22. Stockholm, 1950, p. 29 – 35.
 
Литература:
Васильев К.В. «Хун фань» («Всеобъемлющий образец») об идеальном правителе и его месте в мире // VI НКОГК. М., 1975. Ч. 1; Карапетьянц А.М. Древнейшая китайская культура по свидетельству «Великих правил» // V  НКОГК. М., 1974. Ч. 1; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, с. 113–134.
 
См. также лит-ру к ст. Сяншучжи-сюэ, Ло шу и Хэ ту.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 548.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.