Синология.Ру

Тематический раздел


Цзюнь цзы

君子 благородный/совершенный муж; исходное значение — дитя правителя. Синонимы — великий человек (да жэнь), гуманный человек (жэнь жэнь). Норматив конф. личности, впервые представленный в «Лунь юе», носитель совокупности конф. добродетелей (см. Конфуцианство).

Противопоставляется ничтожному человеку, маленькому человеку (сяо жэнь), воплощению эгоистич. прагматизма, не способному выйти за рамки своей практич. специализации («орудийности» — ци [2]) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие цзюнь цзы соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов («благородный муж»); впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). В иерархии человеч. существ цзюнь цзы стоит ниже «совершенномудрого» (шэн [1]), но так же своей «благодатью/добродетелью» (дэ [1]) способен воздействовать на «маленьких людей», как ветер — на траву. Его важнейшее качество — «неорудийность» (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравствственная и поведенч. автономия, с др. — приверженность дао, а не предметным реалиям (ци [2]). Наделенный «знанием предопределения (мин [1])», цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и «сокрытость», удаление от дел — при отсутствии дао.

Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указатель (Человек благородный); Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель.

Литература:
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель; Конфуцианство в Китае. М., 1982; Мартынов А.С. Конфуцианство. «Лунь Юй». Т. 1. СПб., 2001, с. 173 – 222; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983; Личность в традиционном Китае. М., 1992; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 547.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.