Синология.Ру

Тематический раздел


Цзин тянь

井田 колодезные поля, или колодезные земли (цзин ди 井地). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономич. устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.), а термин цзин тянь впервые появился в «Гулян чжуани» (II в. до н.э.), комментарии к древнейшей канонич. летописи «Чунь цю» (V в. до н.э.). Согласно Мэн-цзы, в начале эпохи Чжоу (XII/XI–III вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли — около 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа цзин [6] (колодец); восемь окаймляющих центр полей находились в личном («частном» — сы [1]) пользовании, среднее поле было общинным (гун [2]) и служило для сбора натур. ренты. Каждые 8 крестьян. хоз-в якобы объединялись в поселок (цзин [6], или сян [3]) — автономную общину на началах взаимопомощи и взаим. ответственности.

Некоторые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на историч. реалиях и сомнительны лишь отдельные цифровые выкладки Мэн-цзы, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн-цзы выявляет внеэмпирич., общемировоззренческий и общеметодо-логич. статус концепции «колодезных земель». Он связывал ее с идеей «обновления предопределения (мин [1])», приведшего к власти династию Чжоу в XII/XI в. до н.э., а реализацию этого проекта — с идеалом «гуманного правления» (жэнь чжэн; см. Жэнь [2]), к-рый требует «[выправления] канонич. межей» (цзин цзе), что должно обеспечить «равномерность колодезных земель» и, т.о., упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны («Мэн-цзы», III А, 3). Здесь система цзин тянь прямо проецируется на «канонич.» (цзин [1]; см. Цзин—вэй) девятиклеточную структуру — общетеоретич. модель пространства. Это и др. положения Мэн-цзы обнаруживают в системе цзин тянь самый широкий мироописательный смысл. Например, указывается, что поле в 100 му предназначено для прокормления семьи из восьми человек, т.о., в цзине (сяне) должно быть 64 члена, а таково фундаментальное «нумерологич.» число, или количество гексаграмм (см. Сяншучжи-сюэ; Гуа [2]; «Чжоу и»); девятеричную схему Мэн-цзы распространил на земли (ди [2]) всего Китая, к-рые «состоят из девяти квадратов со стороной [каждого] в 1 тыс. ли», а Цзоу Янь (III в. до н.э.) охватил ею всю земную поверхность, состоящую из девяти материков, на одном из к-рых Срединное гос-во (Китай) занимает девятую часть, и т.п. Промежуточные таксономич. уровни между площадью Поднебесной и одного «колодца» даны в «Чжоу ли», где говорится о квадратах — «формированиях» (чэн [2]), образованных девятью «колодцами», и «объединениях» (тун [1]) из девяти чэн [2]. Указанные геометрич. схемы и относящиеся к ним числовые величины («нумерологич.» — 3, 9, 8, 64 либо «круглые» — 10, 100, 1000) носят символико-нумерологич. характер.

Система цзин тянь представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологич. представлений, проекцию универсальной космологич. модели на социально-экономич. и административно-территориальную сферу. Ее главная идея заключается в согласовании человеч. деятельности на земле с естественными законами, к-рое прежде всего выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Указанные схемы получили большое развитие в эпоху Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.), а концепция цзин тянь в средние века, в частности Ван Ань-ши, привлекалась для идеологич. обоснования действий пр-ва по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или для составления проектов соответствующих реформ.

См. также ст. Цзин—вэй.

Источники:
Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. М., 1998, с. 83 – 89 и др.; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. VII. М., 1996, с. 168 – 172.

Литература:
Васильев Л.С. Проблема цзин тянь // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961, с. 35 – 56; Гончаров С.Н. Система «колодезных полей» и «закон о налоге-десятине» в гос-ве Ци (1130 – 1137 гг.) // XII НКОГК. Ч.2. М., 1981; Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии // Китайские социальные утопии. М., 1987; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 414; Гу Чунь-фань, И Чжу. Цзин тянь ши и (Разъяснение сомнений [относительно системы] колодезных полей) // Цзинцзи кэсю. 1980, № 3.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 535-536.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.