Синология.Ру

Тематический раздел


Цзин ту

淨土, санскр. Sukhavati (Сукхавати) – «Земля чистоты», «Земля очищения», «Чистая земля». В китайском буддизме земля, к-рую посетили и где вели свою проповедь будды и бодхисаттвы и которая дала имя одному из его крупнейших течений – цзинту-цзун. Совершенство их таково, что ни сами они, ни их речи не могут быть запятнаны мирской скверной, подобно лотосу, который вырастает из грязи, но сам остается чистым. Поэтому, явившись в мир и распространяя свое учение, будды и бодхисаттвы обращают к истинному прозрению всех живущих и тем способствуют очищению как этих земель, так и всех в них живущих от всяческой грязи и скверны. В сочинениях буд. канона («Да цзан цзин») можно встретить множество описаний цзин ту, связанных с различными буддами и бодхисаттвами и всегда характеризуемыми как чистые сверкающие и лучащиеся земли, составленные из драгоценностей. В то же время различные цзин ту населяются совершенными существами разного вида, характеристик, размеров тела для каждого цзин ту. Нек-рые из цзин ту в поздней мифологии приобрели особое значение, из них наиболее важные Доушуайтянь, Ситянь, Тяньчжу (Индия, где родился и проповедовал Будда Шакьямуни).
 
Автор: Меньшиков Л.Н.
 
В буддийских текстах цзин ту – «земля», «страна» к.-л. будды, обитатели к-рой избавились от мирской «грязи», прежде всего от пяти желаний (у юй) и ложных взглядов (см. Лю ши эр цзянь). Имеются две принципиально различные трактовки этой важной догматич. категории буддизма махаяны (да шэн). Согласно первой, ортодоксально махаянистской, «Чистая земля» — это не особая территория, «страна», а «мир Саха» (хэй ту), к-рый становится «Чистой землей» для того, кто идет к просветлению. Согласно второй трактовке, «Чистая земля» — это особый «мир», противопоставляемый «миру Саха», к-рый называют «Грязной землей» и обитатели к-рого при определ. условиях могут возродиться в «Чистой земле». Данное толкование стало краеугольным положением догматики амидаизма, одного из ведущих течений буддизма на Дальнем Востоке. Цзин ту ассоциируется в амидаизме с «Чистой землей» будды Амито-фо (Амитабха, япон. Амида — отсюда назв.), гл. будды этого направления.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
 
См. также лит-ру к ст. Цзинту-цзун.
 
По материалам А.Н. Игнатовича

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 689.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.