Синология.Ру

Тематический раздел


Цзинь ган дин цзин

金刚顶经, санскр. «Ваджрашекхара-тантра», «Ваджрасе­кхара-сутра» — «Сутра об алмазном венце». Одна из сутр дальневост. эзотерического буддизма. Составлена в Индии во 2-й пол. VII в., несколько позже «Махавайрочана-сутры» («Да-жи цзин»), и, в отличие от последней, запечатленные в «Сутре об алмазном венце» догматич. положения базируются на доктринах виджнянавады. Имеются три перевода (точнее, переложения) этой сутры на кит. яз. В корпус канонич. текстов дальневост. эзотерического буддизма включен перевод Амогхаваджры (кит. Бу-кун; 705–774). Среди ученых-монахов распространена т. зр. , что существовал полный (т.н. обширный) текст «Ваджрасекхара-сутры», состоящий из 100 тыс. стихов (шлок), в к-рых зафиксированы проповеди Махавайрочаны (Да-жи) на 18 «собраниях». Буддологами  она  ставится под сомнение. Тем не менее известен переведенный (или составленный) Амогхаваджрой указатель 18 йогических «собраний» из «Сутры об алмазном венце», однако подробно в нем говорится только о неск. первых «собраниях». Перевод самого Амогхаваджры включает проповеди только на 1-м «собрании», др. переводы — на 6 и 15-м.
 
«Сутра об алмазном венце» начинается с вопроса Бодхисаттвы (пуса) Постигающего Все Значения (детское имя царевича Сиддхартхи), каким образом можно достичь просветления/прозрения. Отвечая, Махавайрочана рассказывает о способе медитирования, к-рое называется «пятизнаковое постижение обретения тела [Махавайрочаны]» и осуществляется в пять этапов.
 
1. «Узнавание [о существовании] просветленных мыслей».
2. «Овладение просветленными мыслями».
 
Первые два этапа медитирования называются «постижением/ви́дением лунного диска». Медитирующий представляет свои мысли в виде светлой луны, в результате чего «выявляет» в себе изначально чистое просветленное сознание.
 
3. «Обретение сознания-алмаза».
4. «Удостоверение [в обретении] сознания-алмаза».
 
Объектом медитирования является священная «палочка», символизирующая исконную клятву будды спасти все живые существа, в результате чего в медитирующем выявляется «неразрушимая, как алмаз, мудрость».
 
5. «[Обретение] совершенного тела будды».
 
На этой ступени медитирующий сливается с буддой Махавайрочаной, окруженным свитой, и сам становится Махавайрочаной.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 2. Токио, 1972; Буккё дай дзи тэн (Большой буддийский толковый словарь). Токио, 1988; Сяккэй Д. Сингон-сю коё (Очерк школы сингон) // Цудзоку буккё какусю коё. Токио, 1899;Yamasaki Т. Shingon.Japanese Esoteric Buddhism. Bost.–L., 1988.
 
По материалам А.Н. Игнатовича

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 691.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.