Синология.Ру

Тематический раздел


Цза-цзя

雜 家 свободная школа [эклектиков-энциклопедистов]. Объединяла учения различных философ. направлений древнего Китая. Существовала в VI–III вв. до н.э. В библиографич. разделе «И вэнь чжи»  («Трактат об искусствах и текстах») «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», I в.) цза-цзя названа в числе «девяти направлений» древнекит. мысли. По определению комментатора «Хань шу» Янь Ши-гу (VI–VII вв.), цза-цзя «ставила вровень конфуцианство и учение Мо [Ди], соединяла имена и законы (фа [1])» (т.е. учения мин-цзя и легизма), «не было в учениях (дао) ста школ (бай цзя) такого, чего не пронизала бы она соединением». В этом нашла отражение тенденция к формированию синкретич. идеологич. основ централизованного гос-ва. Иногда представителей этой школы относят к «новому/позднему даосизму» — синь дао-цзя (см. Даосизм; Хуанлао-сюэпай).  Характерными произведениями цза-цзя считаются «Люй-ши чунь цю» и «Хуайнань-цзы», к ним нередко причисляется также «Гуань-цзы».
 
Литература:
Чжунго чжэсюэ ши цзюань (Том по истории китайской философии) // Чжэсюэ да цыдянь (Большой философский словарь). Пекин, 1985.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.521.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.