Синология.Ру

Тематический раздел


Царство Чу – первое государство в северной части «прото-ЮВА»

(конец II – конец I тыс. до н.э.): периодизация истории в эпохи Западное и Восточное Чжоу (XI – III вв. до н.э.)
 
В истории царства Чу могут быть выделены два этапа: I. самостоятельное царство (единое) – с конца XI по III вв. до н.э. (в эпохи Западное и Восточное Чжоу); II. в составе империи (разделенное) – последняя четверть III по I вв. до н.э. (в эпохи Цинь и Хань). В данной работе предпринята попытка разработать периодизацию первого этапа истории царства Чу. Титулатура второго этапа имеет иную структуру, поэтому в данной статье не рассматривается[1].
 
Царство Чу, располагавшееся на севере региона «прото-ЮВА»[2], занимало важнейшее место в политической и культурной жизни Дальнего Востока древности. Чуские правители объединяли вокруг себя мир притоков средней части р. Янцзы, также как и чжоуские ваны объединяли вокруг себя мир притоков средней части р. Хуанхэ.
 
Чу, будучи этнически чуждым, крупным рисоводческим государством, являлось самостоятельной силой, не было связано с «удельной» системой, из которой выросли хуаские царства. Чу обладало мощнейшей аграрной экономической базой, основанной на рисоводстве, чуждом просоводческим государствам бассейна р. Хуанхэ. Чуские правители всегда рассматривали свое государство как независящий от сакральной и политической власти чжоуского вана самостоятельный центр. Поэтому уже в 704 г. до н.э. чуский правитель Сюн-тун демонстративно присвоил себе высший в чжоуской иерархии знатности титул «ван»[3].
 
На протяжении всей истории Чу противопоставляло себя хуаским государствам и их степным гегемонам (от противостояния с царством Ци в VII в. до н.э. – до противостояния с Цинь в IV-III вв. до н.э.). Конец XII – XI в. до н.э. это время начала зафиксированных источниками контактов между государством хуася и Чу. В Х в. до н.э. походы войск чжоуского Чжао-вана (966 – 948) на Чу окончились гибелью самого вана и его шести армий. Успешно противостоять армиям хуася могла только организованная армия уже сложившегося государства. Об этом же говорят и сообщения о совместных с чжоусцами походах против жунов в правление Му-вана (947 – 928).
 
К IV-III вв. до н.э. Чу, как и Цинь, имело наибольшие по площади территории. Чу покорило все земли центральной и восточной части бассейна р. Янцзы и всего бассейна р. Хуайхэ. В конце III в. до н.э. царство Чу, являясь основным оппонентом объединителей Поднебесной, боролось за объединение древнекитайских и соседних с ними государств, но уступило в этой борьбе. Неудача Чу была связана с рядом причин, из которых следует выделить специфику ландшафта и этническое многообразие. Ядро хуаской государственности («срединные царства») находилось на равнинных землях долины р.Хуанхэ, хуасцы могли мобилизовать и сконцентрировать силы всех этих государств. На юге же из-за более сложного рельефа и изолированности аграрных районов, возможности такого объединения были значительно затруднены, требовали больше времени. Кроме этого, жители царств долины Хуанхэ этнически были гораздо ближе друг к другу, чем чусцы и покоренные ими аустроазиатские народы, жившие по течению Янцзы – прото-вьетского Юэ, прото-малайского (?) У, отчасти, тибето-бирманских царств Шу и Ба. Жители южных царств практиковали поливное рисоводство, а хуася – суходольное просоводство, поэтому рисоводы, могли захватить, но не могли заселить северные земли. Реки Ханьшуй и Хуайхэ являлись естественными границами Чу, У, Юэ на севере. За ними начиналась другая ландшафтная зона, другая климатическая среда.
 
Выделение периодов чуской истории во время правления у хуася династий Западное и Восточное Чжоу осуществлено на основе анализа титулатуры и имен правителей, которые упомянуты в главе 40 сочинения Сыма Цяня Шицзи («Исторические записки») Чу ши цзя («Наследственный дом княжества Чу»). Для этого мы попытались выявить в них повторяющиеся элементы и зафиксировать закономерности их изменения. Мы руководствовались универсальным для государств древности и средневековья историческим законом ритуальной и сакральной цельности института монархической власти, согласно которому изменения в титулатуре монархов является прямым следствием политических процессов – признаком завершения неких качественных изменений, произошедших в обществе. Были выявлены правления тех монархов, в титулатуре и именах которых появляются очевидные инновации, оказавшиеся перспективными и сохраненные у нескольких поколений правителей[4]. Начало правления этих монархов будем предварительно считать началом отдельных периодов в истории царства Чу.
 
Даты приводятся по принятым в науке хронологическим таблицам, составленными китайскими учеными и содержащихся во всех важнейших словарях. Ограниченность этих таблиц заключается в том, что они начинаются с 841 г. до н.э. Мы опустим заведомо мифическую часть чуского генеалогического списка, который у Сыма Цяня начинается от Чжуань-сюя, внука мифического первопредка хуася Хуанди – Желтого императора. Реальная часть генеалогического списка, по-видимому, начинается с чуского правителя Юй-сюна, который являлся современником и, как считает традиция, сподвижником чжоуского Вэнь-вана (вторая половина XI в. до н.э.). Всего в списке 44 правителя. Юй-сюн, согласно преданию, начиная от мифического Чжуань-сюя, внука Хуан-ди, был представителем 18 поколения. Предполагается, что его имя и дало титул чуских правителей.
 
Таблица № 1. Список правителей царства Чу
  Титул, имя правителя Годы правления
I 1. Юй-сюн Вторая половина XI в. до н.э. Жил при чжоуском Вэнь-ване
  2. Сюн Ли XI в. до н.э.
  3. Сюн Куан XI в. до н.э.
  4. Сюн И XI в. до н.э. Жил при чжоуском Чэн-ване (прав. 1024 – 1005)
  5. Сюн Ай X в.
  6. Сюн Дань X в.
  7. Сюн Шэн X в.
  8. Сюн Ян X – IX вв.
  9. Сюн Цюй ? – ум. ок. 857-856
  10. Сюн Чжи-хун ок. 856
  11. Сюн Янь ок. 856 – 847
  12. Сюн Юн 846 – 837
  13. Сюн Янь 837 – 828
  14. Сюн Шуан 827 – 822
  15. Сюн Сюнь 821 – 800
  16. Сюн Э (имя Ни) 799 – 791
II 17. Сюн И (Жо Ао) 790 – 764
  18. Сюн Кань (Сяо Ао) 763 – 758
  19. Сюн Шунь (Фэнь Мао) 757 – 741
III 20. Сюн Тун (чуский У-ван) 740 – 690
  21. Сюн Цзы (чуский Вэнь-ван) 689 – 677
  22. Сюн Цзянь (Чжуан Ао, Ду Ао) 676 – 672
IV 23. Чэн-ван (имя Юнь) 671 – 626
  24. Му-ван (имя Шан-чэн) 625 – 614
  25. Чжуан-ван (имя Люй) 613 – 591
  26. Гун-ван (имя Шэнь) 590 – 560
  27. Кан-ван (имя Чжао) 559 – 545
  28. Цзя Ао 544 – 541
  29. Лин-ван (имя Вэй) 540 – 529
  30. Пин-ван (чуский титул Сюн Цзюй, имя Ци Цзи) 528 – 516
  31. Чжао-ван (имя Чжэнь) 515 – 489
  32. Хуй-ван (имя Чжан) 488 – 432
  33. Цзянь-ван (имя Чжун) 431 – 408
  34. Шэн-ван (имя Дан) 407 – 402
V 35. Дао-ван (чуский титул Сюн И) 401 – 381
  36. Су-ван (имя Цзан) 380 – 370
  37. Сюань-ван (чуский титул Сюн Лян Фу) 369 – 340
  38. Вэй-ван (чуский титул Сюн Шан) 339 – 329
  39. Хуай-ван (чуский титул Сюн Хуай) 328 – 299
  40. Цинсян-ван (имя Хэн) 298 – 263
  41. Каоле-ван (чуский титул Сюн Юань) 262 – 238
 
VI 42. Ю-ван (имя Хань) 237 – 228
  43. Ай-ван (имя Ю) 228 – 227
  44. Ван Фучу 227 – 223
 
Рассмотрим эти периоды.
 
1. от Юй-сюна до Сюн Э (с XI в. по 791)
 
16 правлений, протяженность ок. 250 лет. Средний срок правления: 14,7 лет
 
Для него характерно обязательное упоминание слова «сюн» (熊), который, по-видимому, являлся традиционным княжеским титулом правителей Чу.
 
В этот период чуские правители чжоускую титулатуру не использовали, хотя формально начиная уже с Сюн И (XI в. до н.э.) имели чжоуский титул цзы. Исключением являлся правитель Сюн Цюй, который еще в середине IX в. наделив своих сыновей уделами, присвоил им чжоуский титул «ван», чем поставил себя выше Чжоу. Данный акт носил явно демонстративный характер. Чуский правитель осознано принизил величие чжоуского титула «ван» – сыновья-ваны были подчинены отцу и признавали его сюзеренитет. Примерно через два десятка лет он же их и отменил. Это время становления самостоятельной чуской государственности.
 
2. от Сюн И до Сюн Шуня (790 по 741 г.)
 
3 правления, протяженность 50 лет. Средний срок правления: 16,6 лет
 
В этот период появляется инновация: во втором имени правителя появляется слово «ао» (в одном случае – «мао», видимо, вариант записи слова «ао»). Поскольку «ао» – входит в название специфических чуских должностей, например, моао (аналог чжоуского дасыма – главный военачальник), то можно предположить, что оно являлось элементом и титулатуры правителя. По-видимому, это время появления новой политической силы и поиска различных путей развития чуского государства.
 
3. от Сюн Туна до Сюн Цзяня (с 741 по 670 г.)
 
3 правления, протяженность 70 лет. Средний срок правления: 23,3. года.
 
В этот период во второй раз появился и уже навсегда закрепился чжоуский титул «ван», который использовался наряду с чуским. Чуские правители больше никогда не отказывались от этого титула и всегда считали себя равным чжоускому вану. Принятие чжоуского титула «ван» чуским Сюн Туном (740 – 689) произошло в начале периода Чуньцю (770 – 476).
 
Принятие титула «ван» было связано с осознанием начала нового периода в чуской истории. Это свидетельство коренных изменений в оформлении института монархической власти в Чу и начала нового периода ее истории, сопровождавшийся усилением центральной власти. Это же и вызов Чжоу, заявка на долгосрочный конфликт.
 
Следует подчеркнуть, что титул «ван» чуские правители присвоили себе сами. Ранее «ваном» считался только сам правитель Чжоу – Сын Неба.
 
Важно, что одновременно сохраняются чуские двусложные титулы с «сюн». В конце этого периода, возможно, произошла временная реставрация, победа консерваторов-традиционалистов – у последнего правителя этого периода Сюн Цзяня (он же Чжуан Ао, 676 – 672) не указан чжоуский титул, а указаны титул и имя, как у последних правителей первого периода, – первый с «сюн» в начале, второе – с «ао» на конце, как у правителей второго периода. Поскольку первый иероглиф во втором имени «чжуан» – чжоуский, то здесь чуское «ао» заменило чжоуское «ван». Это может указывать на существование при чуском дворе борьбы между некоторыми силами, стоявшими за двумя разными титулами «ван» и «ао». Возможно, речь шла о сторонниках и противниках наметившегося пути развития чуской государственности. В целом же, первые этапы формирования чуской государственности завершены, начинается период усиления и роста.
 
4. от Чэн-вана до Шэн-вана (с 671 по 402 г.)
 
12 правлений, протяженность 270 лет. Средний срок правления: 22,5 года.
 
Длительный период. Для него характерно указание титулатуры максимально приближенной к чжоуской модели – первое слово характерно для титулатуры многих хуаских правителей, и также упоминается собственное имя, состоящее из одного слова. Появление «сюн» или «ао» являются исключением. Перед чуским Лин-ваном (540 – 529) правил монарх с чуским титулом «ао» – Цзя Ао (544 – 539), а следующий за Лин-ваном Пин-ван (528 – 516) имел, единственный из правителей этого периода, чжоуское имя и чуский титул «сюн», Сюн Цзюй.
 
Интересно, что в чжоуской по типу титулатуре двух последних правителей этого периода, Цзянь-вана (431 – 408) и Шэн-вана (407 – 402), использованы иероглифы, которые отсутствуют у ванов княжества Чжоу. Они встречаются только в титулах правителей двух периферийных княжеств– северного Янь и южного Чжай[5]. Это признак какой-то скрытой борьбы с устоявшейся «нормой» и маркер завершения периода в истории. В целом это период расцвета чуского государства.
 
5. от Дао-вана до Каоле-вана (с 401 по 238 г.)
 
7 правлений, протяженность 164 года. Средний срок правления: 23,4 года.
 
Приходится на период Чжаньго (475 – 221). Сохраняются чжоуские титулы, но при этом односложные собственные имена не указываются, а указываются традиционные двусложные чуские имена-титулы со словом «сюн» в начале. Исключения: Су-ван (380 – 370) и Цинсян-ван (298 – 263). Обратим внимание на то, что у последних двух правителей этого периода Цинсян-вана и Каоле-вана перед титулом ван стоят имена из двух знаков, а не одного, как раньше. Это может являться признаком отхода от копирования чжоуского титула. В этом отношении, период пять противопоставлен периоду четыре. Можно предположить, для «внешнего» пользования существовал чжоуский титул, а для «внутреннего» – все чаще исконный чуский «сюн». Возможно, это связано с тем, что в условиях усиления борьбы между царствами, чусцами предпринимались попытки найти резервы для усиления (подъема духа, самосознания и т.п.) при помощи обращения к славному прошлому своих предков. Это период переломный – от  максимума усиления к своему закату.
 
6. от Ю-вана до Вана Фучу (с 237 по 223 г.)
 
3 правления, протяженность 15 лет. Средний срок правления: 5 лет.
 
Завершающий период истории чуского независимого государства в эпоху Восточное Чжоу проходится на конец Чжаньго. Временное возвращение к ситуации четвертого периода. Пропадает упоминание чуского титула «сюн», что может быть признаком ослабления или, скорее, сближения с хуася. Титул последнего правителя не соответствуют сложившимся закономерностям – слово «ван» стоит в начале как фамильный иероглиф, а не титул в чжоуской модели, а затем следуют два знака имени – Фучу. Это имя состоит из двух знаков, которые не имеют отношения к чжоуской системе имен правителя, связанных с титулом «ван». Возможно, принимая такой титул, этот правитель копировал форму традиционную чускую форму с «сюн» впереди – слово «ван» заменило «сюн». В этом следы разрушения нормы, предощущение финала – в 233 г. Чу было захвачено царством Цинь, а в 207 г. поделено на четыре части. Это конец единого чуского государства.
 
Итак, анализ титулатуры позволяет выдвинуть предположение о наличии в истории Чу до середины III в до н.э. шести периодов (см. Таблицу № 2). Естественно, что данная периодизация должна быть подтверждена и уточнена результатами тщательного анализа истории царства Чу.
 
Таблица № 2. Периоды в истории государства Чу
Период Число
правителей
Протяженность Средний срок
правления
1 от Юй-сюна до Сюн Э
(со второй пол. XI в. по 791)
16 ок. 250 лет. 14,7 лет
2 от Сюн И до Сюн Шунь (790 по 741 г.). 3 50 лет 16,6 лет
3 от Сюн Туна до Сюн Цзяня (с 741 по 670 г.) 3 70 лет 23,3. года.
4 от Чэн-вана до Шэн-вана
(с 671 по 402 г.)
12 270 лет 22,5 года
5 от Дао-вана до Каоле-вана (с 401 по 238 г.) 7 164 года. 23,4 года
6 от Ю-вана до Вана Фучу
(с 237 по 223 г.)
3 15 лет. 5 лет
 
Первые три периода можно считать временем становления, когда происходил поиск путей формирования чуского государства, вторые два – временем зрелости, когда чуская государственная модель приняла присущие ей черты, последний – распад исходной модели, завершение этапа существования Чу как мощного самостоятельного государства.
 
То, что эти периоды не совпадают с периодами истории хуаских государств (сравните: Западное Чжоу 1027 – 771; Восточное Чжоу 770 – 256, включает в себя Чуньцю 770 – 476, Чжаньго 475 – 221), говорит о том, что государственность в Чу развивалось по своим законам. Но то, что они в целом сопоставимы, говорит, что общества чусцев и хуасцев развивались во многом параллельно, оказывая друг на друга влияние.
 
Мы можем проследить этапы формирования и распада системы титулования, а также увидеть некие повторы и преемственность между периодами в истории государства. Как и в любом обществе, в Чу силы «модернизаторов» боролось с силами «консерваторов» – в четвертый период были попытки восстановления системы периода два, а в пятый – периода три.
 
В завершение следует добавить, что на этом история Чу не заканчивается. Следующий цикл чуской истории – совпал с объединением Восточной Азии и части «прото-ЮВА» в рамках империи Цинь, затем – Западная Хань. Он длился около двух столетий, в течение которых проходила интеграция чуских земель в состав китайской империи. При д. Цинь чусцы были первыми, кто поднял антициньскую борьбу и восстановили независимость (209 г.). При д. Хань огромная территория Чу была расчленена. Основными были: восточные земли (царство Чу)[6], южные (царство Чанша)[7], а также западные (область Цзин). Постепенно, в течении более, чем полутора столетий, отдельные части теряли особый статус царств и превращались в обычные территориальные подразделения империи.

Опубл.: Ульянов М.Ю. Царство Чу – первое государство в северной части «прото-ЮВА» // Научная конференции «Ломоносовские чтения», апрель 2002 г., Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2002, с. 65-73.


  1. См. доклад в данном сборнике «Мифическая часть генеалогии правителей царства Чу (конец II– конец I тыс. до н.э.)».
  2. «Прото-ЮВА» – мировой регион до начала новой эры. В его состав входил весь совр. регион ЮВА, а также земли совр. Китая южнее р. Хуайхэ.
  3. Для сравнения скажем, что правители царства Цинь официально стали именоваться ванами только с 325 г.
  4. Являлись ли все эти титулы посмертными почетными храмовыми титулами (ши 諡) или были приняты при жизни монарха, еще требуется уточнения, но это не повлияет на полученные выводы. При чуском дворе все они назывались «ванами».
  5. Чжай 蔡 – название этого царства часто не совсем точно передается по первому чтению иероглифа цай.
  6. Столица западного царства Чу, город Пэнчэн, располагалась на востоке территории Чу времен Чжаньго, в землях к северу от р. Хуайхэ, недалеко от совр. г. Сюйчжоу в пров. Цзянсу. Чу с центром в Пэнчэне было ликвидировано в 68 г.
  7. Княжество Чанша располагалось в бассейне р. Сяншуй, на юге граничило с вьетским государством Наньюэ, расположенным на территории совр. пров. Гуандун и Гуанси. Между ними были конфликты. Первым правителем княжества Чанша по указу Ханьского императора от 202 г. стал У Жуй, который ранее в 206 г. во главе отрядов, состоящих из представителей народов байюэ (букв. всех вьетов), населявших территории южнее хребтов Улин, включился в войско чуского полководца Сян Юя.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.