Синология.Ру

Тематический раздел


Хэ Сянь-гу

何仙姑 Хэ Сянь-гуХэ Сянь-гуБессмертная дева Хэ — единственный женский персонаж среди Восьми бессмертных (ба сянь) китайской даосской мифологии. Существует много местных преданий о девицах, носивших фамилию Хэ, к-рые впоследствии видимо слились в единый образ. В «Записках у Восточной террасы» («Дун сюань би цзи») Вэй Тая (XI в.) рассказывается о девице Хэ из Юнчжоу, к-рой в детстве дали отведать персик (или финик), после чего она никогда не чувствовала голода. Она умела предсказывать судьбу. Местные жители почитали ее как святую и называли Хэ Сянь-гу. По «Второму сборнику зерцала постижения Пути-дао светлыми бессмертными всех эпох» Чжао Дао-и (XIII–XIV вв.), Хэ была дочерью некого Хэ Тая из уезда Цзэнчэн близ Гуанчжоу. Во времена танской императрицы У Цзэ-тянь (правила в 684–704) она жила у Слюдяного ручья. В возрасте 14 лет ей во сне явился святой и научил питаться слюдяной мукой, чтобы сделаться легкой и не умереть. Она поклялась не выходить замуж. Впоследствии средь бела дня  вознеслась на небеса, но потом не раз появлялась на земле. Считается, что святым, наставившим ее на путь бессмертия, был Люй Дун-бинь. Однако первоначально в сер. XI в., когда предания о Хэ широко распространились, они не были связаны с легендами о Люе. По ранним версиям, Люй помогал др. девице — Чжао, впоследствии ее образ слился с образом Хэ. К кон. XVI в. уже, видимо, сложилось представление о Хэ Сянь-гу как о богине, сметающей цветы подле Небесных врат (по преданию, у ворот Пэнлай росло персиковое дерево (см. Пань-тао), к-рое цвело раз в 300 лет, и тогда ветер засыпал лепестками проход через Небесные врата) и связанной с Люем. Именно по его просьбе Небесный государь (Тянь-ди) включил Хэ в группу бессмертных, а Люй, спустившись на землю, наставил на путь истинный др. человека, к-рый и заменил ее у Небесных врат. Эта функция Хэ Сянь-гу отразилась косвенно и на изображениях. Ее атрибут — цветок белого лотоса (символ чистоты) на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу жу-и (жезл «исполнения желаний»), иногда в руках или за спиной корзина с цветами, в отд. случаях происходит как бы совмещение чашечки цветка лотоса и корзины с цветами. По др. версиям, ее атрибут — бамбуковый черпак, поскольку у нее была злая мачеха, заставлявшая девочку трудиться на кухне целыми днями. Хэ проявляла исключит. терпение, чем тронула Люя, и тот помог ей вознестись на небеса. В спешке она захватила с собой черпак, поэтому иногда Хэ Сянь-гу почитают как покровительницу домашнего хозяйства.
 
См. лит-ру к ст. Ба сянь.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 675.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.