Синология.Ру

Тематический раздел


Хэ Линь

賀麟, Хэ Цзы-шао. Хэ ЛиньХэ Линь1902, уезд Цзиньтан пров. Сычуань – 1992. Философ, создатель одной из концепций синтеза традиц. кит. и зап. культур. Родился в обеспеченной мелкопоместной семье, в детстве получил классическое конфуцианское образование. Учился в ун-те Цинхуа (1919–1926), а также в США, в т.ч. в Гарвардском ун-те (1928–1930), в Берлинском ун-те (1930–1931). Преподавал в Пекинском ун-те (1931–1955), с 1936 — проф. С 1955 — в Ин-те философии АОН Китая, старший науч. сотрудник, руководитель группы изучения истории зап. философии, зав. сектором, зам. пред. ученого совета ин-та, гл. ред. и пред. комиссии по переводу полного собр. соч. Гегеля; член ЦК Демократич. лиги Китая, член НПКСК 3-го и 5-го созывов.
 
Взгляды Xэ Линя складывались под влиянием зап. мысли — классич. нем. философии и отчасти прагматизма и махизма. Его филос. система — «новое учение о сердце» (синь синь-сюэ) — представляет собой альтернативную «новому учению о принципе» (синь ли-сюэ) Фэн Ю-ланя  попытку синтеза неоконфуц. (см. Неоконфуцианство) «учения о сердце» (синь-сюэ) и по преимуществу неогегельянства. Признавал существование априорных категорий разума, с помощью к-рых происходит «орг-ция и упорядочение» природных и социальных процессов, причислял к таким категориям прежде всего критерии моральных оценок и культурных стандартов. Рассматривал культуру как гл.обр. «непосредств. продукт деятельности самосознания духа», считая, что она предшествует данным опыта. Разработал концепцию веры, к-рая противоположна суеверию и является разновидностью знания. Отмечал принципиальные различия между верой и науч. знанием. Формирование веры почти не связано с методами науч. исследования, она рождается из «движения чувств», из непосредств. жизненного опыта, под влиянием конкр. ситуации; источником веры является интуиция, спонтанное озарение, «вдохновение разума» — единств. возможность познания сущности мира и смысла человеч. жизни.  В духе философии прагматизма (в частности, У. Джеймса) отождествлял реальность явления с верой в его реальность, утверждая, что истинной становится любая идея, если она отвечает стремлениям людей и представляет утилитарную ценность. Выделял три разновидности веры — религ. (или нравств.), традиц. и практич. Первая надысторична и надсоциальна, формирует систему нравств. представлений индивида и социума, но открывается лишь избранным философам, религ. и политич. деятелям, поэтам и ученым; вторая подразумевает систему устойчивых норм поведения, моральных ограничений, стереотипов мышления и культурных стандартов данной нац. общности; третья объединяет те представления и привычки, к-рыми люди руководствуются при решении проблем повседневной жизни (политич., военных и т.п.).
 
Культурно-идеологич. возрождение Китая, по Xэ Линю, подразумевает развитие и адаптацию в новых историч. условиях конф. традиций (см. Конфуцианство), содержащих непреходящие ценности. Конфуцианство представляет собой не только филос. систему и этико-политич. доктрину, но и религию, и искусство, т.е. имеет отношение ко всем сферам обществ. жизни. Проникшая в страну зап. культура не способна заменить конфуцианство, однако подлинное возрождение последнего связано с усвоением достижений зап. духовной культуры: «В случае соединения философии Сократа, Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля с кит. философией в лице Конфуция, Мэн-цзы, братьев Чэн [И и Чэн Хао], Чжу Си, Лу [Цзю-юаня] и Ван [Ян-мина] (см. Чэн И, Чэн Хао, Лу Цзю-юань, Ван Ян-мин) станет возможным создание и развитие новой философии, проникнутой нац. духом, и преодоление нового кризиса отечеств. культуры». Кроме того, необходимо воспринять все позитивное в христианстве для обогащения конф. учения об этико-ритуальной «благопристойности» (ли [2]) и «разобраться в зап. искусстве для развития конф. поэтики». Усвоение ценностей зап. цивилизации подразумевает их ассимиляцию в контексте конф. системы ценностей; без их «китаизации» Китаю грозит духовная колонизация.
 
Общественно-полит. воззрения Xэ Линя характеризовались апологией буржуазно-демократич. формы правления. Рассматривал конф. идеологию как важнейший инструмент социальной политики, настаивал на создании «демократизма конф. типа», конкретным проявлением к-рого в современную эпоху считал политику Ф. Рузвельта. Утверждал, что для марксизма единств. детерминантой социально-историч. процесса являются материальные факторы, инкриминировал ему отрицание роли духовных факторов в развитии об-ва; в то же время называл коммунизм новой разновидностью христианства, поскольку считал, что в методах и формах работы, орг-ционной структуре у церкви и компартии существует много общего.
 
В 50-е гг. Xэ Линь перешел на марксистские позиции, в 1982 вступил в КПК.
 
Автор: Белоусов С.Р. 
 
Источники:
Хэ Линь. У лунь гуаньнянь ды синь цзяньтао (Новый критический обзор концепции «пяти добродетелей») // Чжаньгоци. 1940, № 3; он же. Цзиньдай вэйсиньлунь цзянь ши (Простое толкование современного идеализма). Чунцин, 1943; он же. Дандай Чжунго чжэсюэ (Современная китайская философия). Нанкин, 1947; он же. Сяньдай сифан чжэсюэ цзянъянь цзи (Лекции по современной западной философии). Шанхай, 1984; он же. Хэйгээр чжэсюэ цзянъянь цзи (Лекции по философии Гегеля). Шанхай, 1986; он же. Вэньхуа юй жэнь шэн (Культура и человеческая жизнь). Пекин, 1988; он же. Чжэсюэ юй чжэсюэ ши лунь вэнь цзи (Сб. статей по философии и истории философии). Пекин, 1990; он же. Жу-цзя сысян ды синь кайчжань: Хэ Линь синь жу-сюэ луньчжу цзи яо (Новое развитие конфуцианских идей: Важнейшие произведения Хэ Линя по теории нового конфуцианства) / Сост. Сун Чжи-мин. Пекин, 1995.
 
Литература:
Буров В.Г. Современная китайская философия, М., 1980, с. 50–57, 163–167, 186–188; Ломанов А.В. Хэ Линь и современное конфуцианство // ПДВ. 1999, № 5; Сун Цзу-лян, Фань Цзинь. Хуйтун цзи: Хэ Линь шэнпин юй сюэшу (Постижения: Жизнь и учение Хэ Линя). Пекин, 1993; Сун Чжи-мин. Хэ Линь синь жу-сюэ сысян яньцзю (Исследование идей нового конфуцианства Хэ Линя). Тяньцзинь, 1998; Чжан Сюэ-чжи. Хэ Линь. Тайбэй, 1992; Чжунго шэхуй кэсюэцзя цыдянь. Сяньдай цзюань (Словарь китайских обществоведов. Современность). Ланьчжоу. 1986, с. 565; Ci Jiwei. He Lin`s Sinification of Idealism // Contemporary Chinese philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng and N. Bunnin. Malden, Oxford, 2002, p. 188 – 210.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И., Белоусов С.Р. 
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 513-515.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.