Синология.Ру

Тематический раздел


Хэ-Хэ

Согласие-Единение, Xэ-Хэ эр-сянь. В поздней даосской и народной мифологии бессмертные гении (сянь [1], см. также Сянь-сюэ), божества, входящие в свиту бога монет Лю Хая. Согласно легенде, в эпоху Тан, в VII в., жил некий Чжан, брат к-рого служил в столице Чанъани, далеко от родных мест. Родители послали Чжана проведать брата, и тот обернулся за один день, покрыв при этом расстояние более 10 тыс. ли (ок. 5 тыс. км). Он получил прозвище Вань-хуй гэ-гэ (Брат, вернувшийся из-за 10 тысяч [ли]) и впоследствии был обожествлен как бог согласия-единения Хэ-Хэ. Хэ-Хэ изображали с растрепанными волосами и смеющимся лицом, в зеленой одежде, с барабаном и палкой в левой руке. Считалось, что если принести ему жертву, то человек, посланный в дальнее путешествие, непременно вернется обратно. Однако в более поздней традиции Хэ-Хэ — божественные двойники, к-рых Л.Я. Штернберг сближал с индийскими братьями-близнецами Ашвинами. Хэ-Хэ часто изображали на народных картинах (нянь хуа) с распущенными волосами, блаженным взглядом, с рядом черт, напоминающих Лю Хая. Их постоянные атрибуты — лотос (хэ [6]) и коробка (хэ [7]) с сокровищами или деньгами; нередко Хэ-Хэ держат чудесное монетное дерево — яо-цянь-шу, поднос с драгоценностями, таз сокровищ — цзюй-бао-пэнь и т.п. Согласно поздней народной легенде, записанной В.М. Алексеевым, Хэ-Хэ — братья от разных отцов, к-рые вели совместно торговое дело, приносившее большую прибыль. Потом один из братьев присвоил себе все богатство, и между ними началась жестокая вражда, не утихавшая до седьмого их перерождения, когда некий спустившийся на землю небожитель помирил их и превратил из недругов в бессмертных духов согласия-единения Хэ-Хэ.
 
Литература:
Алексеев В.М. Бессмертные двойники и даос с золотой жабой в свите бога богатства // Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, с. 172–206; Штернберг Л.Я. Культ близнецов в Китае и индийские влияния // Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 127–139; Ма Шу-тянь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Пекин, 1997, с. 60–64.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 675-676.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.