Синология.Ру

Тематический раздел


Хэн, Ха

, стражи дверей в буддийских храмах. Назв. объясняется звукоподражанием. В народе считают, что один пугает, с силой выдыхая воздух через нос, от чего получается звук хэн, а другой — через рот, что производит звук ха.
 
По одной из версий, это два легендарных воеводы Чжэн Лунь и Чэнь Ци. Чжэн Лунь был военачальником у последнего шан-иньского вана Чжоу-синя (XII/ XI вв. до н.э.). По преданию, бессмертный (сянь [1]), обитавший на зап. склоне горы Куньлунь, к-рого Чжэн Лунь (Хэн) избрал своим учителем, передал ему «два носовых воздуха», так что при выдыхании из его носа исходил звук, подобный колокольному звону и из ноздрей испускались два луча белого цвета, способных втянуть человеческую душу. Предполагается, что во время войны между дин. Шан-Инь и Чжоу этим способом побеждал в сражениях Чжэн Лунь. Он продолжал использовать его и впоследствии, когда был назначен полководцем дин. Чжоу, и делал это до тех пор, пока ему не пришлось столкнуться с шан-иньским военачальником Цзинь Да-шэном. Да-шэн был оборотнем быка и образовал у себя в желудке безоар величиной с чайную чашку, к-рый он выбрасывал с громом. Этим-то безоаром он угодил Луню прямо в лицо и поранил ноздри, тот споткнулся и был разрублен Да-шэном пополам.
 
Чэнь Ци также был военачальником у шан-иньского вана Чжоу-синя и, получив от одного мага тайный рецепт, образовал в желудке полосу желтого воздуха. Когда он дул, то из его рта вырывался смертоносный газ, поражавший людей. Таким образом он побеждал в сражениях с чжоусцами, но однажды в бою был насмерть пронзен копьем. После падения дин. Шан-Инь оба воеводы стали именоваться комендантами ворот Сиши, распространителями учения и хранителями талисмана с титулами духов Хэн и Ха.
 
Впоследствии их статуи ставились в наружных воротах буд. храмов: один изображался с раздутым носом, другой с открытым ртом. С течением времени они заместили буд. божеств силачей Цзиньган-лиши, к-рые считались охранителями входов в храм.
 
Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, с. 143; Попов П.С. Китайский пантеон. СПб., 1907, с. 60–61; то же// Все о Китае. Т. 1. М., 2003; Сун Чжао-линь. Чжунго миньцзянь шэнь сян (Изображения китайских народных божеств). Тайбэй, 1995, с. 338; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 156–157.
 
По материалам П.С. Попова

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 674.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.