Синология.Ру

Тематический раздел


Хуан Гун-ван

黃公望, Хуан Цзы-цзю 黃子久, наст. имя Лу Цзянь 陸堅, Лу Цзы-цзю, прозвища: И-фэн 一峰 (Одиночный пик), Ифэн-шаньжэнь 一峰山人 (Отшельник, [подобный] одиночному пику / Отшельник, [обитающий] на одиночном пике), Хуаншаньгу (Ущелье Желтой горы), Цзинси-даожэнь (Даос [с] западной [части созвездия] Колодец), Цзинцзянь-даожэнь (Даос, утвердившийся в спокойствии / безмятежности; Даос [по имени] Безмятежный Цзянь), Цзин-шу 淨墅 (Чистая усадьба), Да-чи (Великий глупец), Дачи-даожэнь 大癡道人 (Даос - великий глупец), Дачи-сюэжэнь (Ученый - великий глупец). 1269, г. Чаншу 常熟 (совр. г. Чаншу, пров. Цзянсу), 1354. Один из шести крупнейших (наряду с Ван Мэном, Гао Кэ-гуном, Ни Цзанем, У Чжэнем и Чжао Мэн-фу) живописцев эпохи Юань (1271-1368), традиционно относимый к когорте четырех ведущих пейзажистов этой эпохи - «Юань сы цзя»   元四家 («Четыре [великих] мастера [эпохи] Юань»).
 
Точное место рождения и происхождение Хуан Гун-вана не известны. В письменных источниках, кроме г. Чаншу, называются несколько других мест, в т. ч. уезд Фуянсянь 富陽縣 (в центральной части пров. Чжэцзян) и область Цюйчжоу 衢州 (на юго-западе пров. Чжэцзян). В дальнейшем Хуан Гун-ван стал героем многочисленных преданий и исторических анекдотов, где в частности говорится, что еще в раннем детстве он был усыновлен семейством Хуан, глава которого, будучи на тот момент 90-летним старцем, так и не смог обзавестись мужским потомством. Именно приемные родители дали мальчику имя Гун-ван, означающее «мечта господина [семьи]». Говорится также, что Хуан Гун-ван обладал настолько незаурядными способностями, что окружающие прозвали его «божественным подростком» (шэнь тун   沈童).
 
В возрасте ок. 23 лет  был принят на службу (1292) на пост секретаря-делопроизводителя (шу-ли 書吏) в уездной управе, хотя  монгольские власти старались не допускать к чиновничьей деятельности коренных южан (нань-жэнь 南人), т. е. уроженцев южного Китая, которые никогда прежде не жили под властью чужеземной династии. Официальная карьера Хуан Гун-вана закончилась (1315) в результате ссоры с высокопоставленным чиновником, за что он подвергся тюремному заключению. Выйдя из тюрьмы через 4 года (1320), он стал вести отшельнический образ жизни, поселившись вначале в отрогах гор Чишань 赤山 (окрестности совр. г. Ханчжоу 杭州, пров. Чжэцзян), затем – в разных других местах на территории совр. пров. Чжэцзян. Известно также, что он без принятия монашеского обета вступил в даосскую школу цюаньчжэнь-дао 全真道 (школа Совершенной истины).
 
К занятиям живописью Хуан Гун-ван приступил уже после своего 50-летия, работая исключительно в пейзаже – шань-шуй (хуа) 山水 (畫), «живопись/изображения гор и вод», и преимущественно в монохромной технике, ориентируясь в основном на творчество представителей «южной» пейзажной школы (нань-цзун  南宗, в современной терминологии - «южное пейзажное направление», наньфан-шаньшуй-хуапай  南方山水畫派), начиная с ее основоположников – Дун Юаня и Цзюй-жаня. Тем не менее, постепенно Хуан Гун-ван выработал собственную творческую манеру, заложившую, как это принято считать, новое стилистическое направление китайского пейзажа.  Известно в общей сложности 26 приписываемых ему картин, включая подлинники и более поздние копии его оригинальных произведений.
 
Шедевром творчества Хуан Гун-вана (а иногда и единственным его подлинным творением) признается масштабный свиток «Фучуньшань цзюй ту» 富春山居圖 («Жизнь в горах Фучунь», другой вариант перевода названия - «Обитель в горах Фучунь»), история создания которого овеяна легендами. Рассказывается (на основании признания самого художника), что Хуан Гун-ван вдруг увидел будущую картину в порыве вдохновения и затем исполнял ее в течение трех лет (1347-1350), возобновляя работу только тогда, когда его охватывало соответствующее настроение. Имеется два живописных варианта этой картины, выполненных на шелке в монохромной технике и хранящихся в коллекции Национального дворцового музея (г. Тайбэй): «версия цзы-мин  自明» и «версия у-юн  無用», считающиеся соответственно первоначальным (датируется 1338 г.) и окончательным (1350 г.) вариантами «Фучуньшань цзюй ту». Первая из названных версий свитка (32,7х637,5 см) представляет собой одно из самых грандиозных произведений китайской пейзажной живописи. Хотя картина посвящена реально существующему виду – горной местности Фучунь (в северной части пров. Чжэцзян), где Хуан Гун-ван прожил несколько лет, она воспринимается вариацией на темы «южного» и академического («панорамно-монументального») пейзажа эпохи Северная Сун (Бэй Сун 北宋, 960-1127), выступая симбиотическим сочетанием элементов их стилистики. Из «южного» пейзажа художник позаимствовал мягкость силуэтов гор и внимание к воздушной среде, от  академической живописи унаследовал принцип величественной панорамности ландшафта, плотность композиции, детальную проработанность изображений, позволяющую передать особенности фактуры горных форм и деревьев.
 
Другие пейзажи Хуан Гун-вана производят впечатление повторений отдельных фрагментов «Фучуньшань цзюй ту». Примером служит написанная тушью с легкой подцветкой картина «Цзю чжу фэн цуй ту» 九珠峰翠圖 («Девять жемчужин бирюзовых пиков», бумага, тушь, 79,6х58,5 см. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй), отличающаяся от упомянутого ранее свитка лишь особенно виртуозной работой кисти. Но в творческом наследии художника есть и такие произведения, в которых ощущается влияние манеры того или иного живописца предшествующих исторических эпох. Так, с пейзажами Дун Юаня отчетливо перекликается свиток «Тянь чи ши би ту» 天池石壁圖 («Каменные кручи у Небесного озера», 139,4х57,3 см, шелк, тушь, 1341 г. Музей Гугун, г. Пекин; одноименные копии представлены также в коллекциях  Национального дворцового музея, г. Тайбэй, и Музея Фуцзита, г. Осака).
 
Наибольшим своеобразием обладает, пожалуй, картина «Цзю фэн сюэ цзи ту» 九峰雪霽圖 («Девять пиков после прекращения снегопада», 117х55,5 см, шелк, тушь, легкая подцветка. Музей Гугун, г. Пекин), где Хуан Гун-ван применяет в целом нетипичную для его пейзажей композиционную схему, выделяя один скальный массив, который, начинаясь с первого плана, постепенно уходит ввысь. Оригинальна и предложенная художником трактовка горных форм: в центральной части массива подчеркнута складчатая структура, пики  на заднем плане имеют столбообразную форму, напоминающую рисунок гор в картине «Та гэ ту» 踏歌圖 («Песни в честь урожая») Ма Юаня. Сочетание подобной графической манеры с цветовым решением гор, показанных в белом цвете, придают всему ландшафту оттенок ирреальности. Не менее интересна техника рисунка стволов и ветвей обнаженных деревьев, образующих лесные заросли у подножия гор и на склонах: они, словно тончайшее, причудливого плетения кружево, окаймляют снежное пространство.
 
Однако, вопреки осознанному эклектизму, большинство произведений Хуан Гун-вана производит впечатление пейзажей, действительно существующих в географии и природе Китая, эмоционально воспринятых и переданных художником. Это решительно отличает их от умозрительных пейзажных композиций, практика создания которых получила широкое распространение в юаньской живописи, в первую очередь, у Чжао Мэн-фу и Ван Мэна. Поэтому в современном искусствоведении принята точка зрения, связывающая творчество Хуан Гун-вана с начальным этапом возрождения и переосмысления принципов сунской (X-XII вв.) пейзажной живописи.
 
Литература:
Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Купер Р., Купер Дж. Шедевры, искусства Китая (Пер. с англ.). Минск, 1997; Рассказы о художниках X-XVII веков // Китайское искусство / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2004; Пань Тянь-шоу, Ван Бо-минь. Хуан Гун-ван юй Ван Мэн (Хуан Гун-ван и Ван Мэн). Шанхай, 1958; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 4. Пекин, 1986; Чжунго лидай хуйхуа. Гугун боугуань цзан хуацзи (Китайская живопись различных исторических эпох. Коллекция живописных произведений из собрания музея Гугун). Т.3.  Пекин, 1982; Cahill J. Hills Beyond a River, Chinese Paintings of the Yuan Dynasty 1279-1368. N.Y., 1974; Gyss-Vermande C. La vie et l’cuevre de Huang Gongwang (1269-1354). P., 1984;  Lee Shekman E, Ho Wai-kam. Chinese Art Under the Mongols: The Yuan Dynasty (1279-1368). Cleveland, 1968; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 4.  L., 1958; Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanford, 1979.
 
С некот. изменениями ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 749-750.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.