Синология.Ру

Тематический раздел


Фу-син

Звезда счастья. В поздней китайской народной мифологии божество счастья, одно из божеств триады звездных духов — сань син. Существуют различные версии по поводу реального прототипа, обожествленного в качестве Фу-сина. По наиболее распространенной версии — это чиновник VI в. Ян Чэн из Даочжоу (местности, где жили низкорослые люди). Тогдашний государь любил окружать себя шутами-карликами и каждый год повелевал забирать из Даочжоу массу людей. Тамошние жители пришли в отчаяние. Ян Чэн заступился за них, и император оставил их в покое. Впоследствии Ян Чэн был обожествлен в качестве Фу-сина.
 
По др. версии под Фу-сином имеется в виду танский сановник и военачальник Го Цзы-и (VIII в.), прославившийся своими ратными подвигами, в частности подавлением мятежа Ань Лу-шаня. Согласно преданию, однажды вечером, ложась спать, он увидел окруженную сиянием женщину, сидящую на постели. Поскольку это было 7-го числа 7-й луны, он решил, что это Небесная ткачиха Чжи-нюй, к-рая в эту ночь встречается со своим супругом Волопасом Ню-ланом. Го Цзы-и обратился к ней с просьбой даровать ему счастье и богатство, на что женщина ответила, что он сам является божеством счастья Фу-сином.
 
В нар. верованиях образ Фу-сина нередко контаминируется с образом Небесного чиновника Тянь-гуаня, ниспосылающего счастье (см. Сань гуань). В таких случаях Фу-сина изображают в одеянии гражданского чиновника с развернутым свитком в руках, на к-ром написано «Небо ниспосылает счастье». Фу-сина часто изображают на нар. картинах держащим за руку мальчика. Считается, что это Го Цзы-и, ведущий сына ко двору. Обычно на картинах, вышитых панно и т.п. Фу-син изображается в окружении символов счастья, напр., летучих мышей (кит. фу — «летучая мышь» является омонимом слова фу — «счастье»). В тех случаях, когда изображается вся триада звездных божеств сань-син, Фу-син размещается посередине, слева от него — бог долголетия Шоу-син, а справа — бог карьеры и жалования Лу-син.
 
Литература:
Попов П.С. Китайский пантеон. СПб., 1907, с. 55-56; то же // Всё о Китае. Т. 1. М,, 2003; Ма Шу-тянь. Хуася чжу шэнь (Божества Китая). Пекин, 1990, с. 296–300; Maspero H. Le Taoïsme et les religions chinoises. P., 1971, p. 180–181.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 648.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.