Синология.Ру

Тематический раздел


У юэ

«пять пиков», «пять гор». В китайской мифологии пять священных гор: Дунъюэ (Восточный пик) — гора Тайшань (пров. Шаньдун), Бэйюэ (Северный пик) — гора Хэншань (пров. Шаньси), Чжунъюэ (Срединный пик) — гора Суншань (пров. Хэнань), Наньюэ (Южный пик) — гора Хэншань (пров. Хунань), Сиюэ (Западный пик) — гора Хуашань (пров. Шэньси). При дин. Тан (618–907) гора Хэншань была заменена в этом перечне на гору Хошань (пров. Аньхой). С тех пор Хошань иногда называется Хэншань или Наньюэ. Культ у юэ возник в Китае в глубокой древности. В «Чжоу ли» («Чжоуская книга обрядов», IV в. до н.э.) и в «Ли цзи» («Книга обрядов», IV–I вв. до н.э.) говорится, что жертвоприношения им совершал сам государь. В средние века основной из священных гор считалась гора Тайшань. С раннего средневековья культ у юэ вошел в систему религиозного даосизма, позднее они стали священными и для китайских буддистов (см. Буддизм), включивших их в систему девяти священных гор. Практически, однако, гора Хуашань осталась чисто даосским святилищем. В даосской традиции известно, что божество восочного пика ведало судьбами людей; западного — всеми металлами, их плавкой, а также пернатыми; срединного — болотами, протоками, арыками на земле, а также деревьями; северного — реками, а также дикими зверями, пресмыкающимися и насекомыми; южного — полями на земле, звездами на небе, а также рыбами и драконами (лун). С XI в. божества у юэ носят титулы шэн ди («святые государи»), иногда да ди («великие государи»). В нек-рых средневековых сочинениях они имеют личные имена: владыка восточного  пика именуется Юань Чан-лун, южн. — Дань Лин-чжи, западного — Хао Юй-шоу, северного — Дэн Вэй-тин и срединного — Шоу И-цюнь. В даосских сочинениях они носят др. имена: владыка восточного пика — Ци тянь-ван, южного — Сы тянь-ван, западного — Цзинь тянь-ван, северного — Ань тянь-ван и срединного — Чжун тянь-ван. Божества у юэ изображаются и в фантастической эпопее XVI в. «Фэн шэнь янь-и» («Возвышение в ранг духов»). В поздней народной традиции духи у юэ ассоциировались также с пятью духами эпидемий (вэнь-шэнь).
 
Литература:
Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 245; Goodrich A.S. The Peking Temple of the Eastern Peak. Nagoya, 1964.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 638-639.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.