Синология.Ру

Тематический раздел


У 6

«жрец/жрица», «шаман/шаманка», «чародей/чародейка», «колдун/колдунья», «маг», «ведьма». Особая категория лиц, существовавшая в древнем Китае. К ней принадлежали мужчины и женщины, к-рые могут (но не обязательно) обозначаться различными терминами: соответственно си [5], нань у [6] (мужчины у [6]) и у, нюй у (женщины у [6]). История происхождения у наиболее внятно (хотя и в сильно мифологизированном виде) излагается в соч. «Го юй» («Речи царств»), в гл. «Чу юй» («Речи [царства] Чу», разд. 2, цз. 18). Там сообщается, что у и си [5] есть личности, к-рые благодаря проникновению в них светоносных божеств/духов (мин шэнь; см. Шэнь [1]) либо эманации божеств и духов, обретают особые сакральные знания, позволяющие им устанавливать порядок и сценарий проведения ритуальных акций.
 
Есть все основания полагать, что система у возникла в период существования древнейшего кит. гос-ва — Шан-Инь (XVII–XI вв. до н.э.). Пиктографич. формы иероглифов у и си присутствуют в текстах, относящихся к этой эпохе (цзя гу вэнь «надписи на гадательных костях», XIII–XI вв. до н.э.). Из этих же текстов следует, что си исполняли функции гадателей. В нек-рых сочинениях эпохи Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.), в первую очередь в знаменитом словаре «Шо вэнь» Сюй Шэня (58?–147), традиция у возводится к отцу и сыну, носившим имена У Сянь (Правильный Жрец) и У Сянь (Мудрый Жрец), к-рые служили при дворах иньских царей Тай-у и Цзу-и, правивших, согласно традиции, в XVI–XV вв. до н.э. Т.е. данная категория лиц изначально была связана с гос. религ.-ритуальной деятельностью.
 
Особое место у заняли в офиц. религ. жизни 1-й пол. эпохи Чжоу (XI–III в. до н.э.). Согласно «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы») одному из канонич. конф. (см. Конфуцианство; «Ши сань цзин») памятников, при утверждении гос-ва Чжоу было создано спец. ведомство Ли гуань («Министерство церемоний», или Чунь гуань, «Весеннее министерство»). Оно отвечало за проведение всех гос. ритуалов (включая исполнение поминальных служб), обслуживание святилищ, проведение церемоний гаданий. К этому ведомству были приписаны придворные музыканты и писцы, ведшие делопроизводство и записи ритуально-религ. характера. Однако бóльшую часть его штата составляли у гуань (чиновники-у [6]). Ведомство возглавлял Да чжу (Великий жрец), а служившие в нем у гуань подразделялись на три группы: сы у (начальствующие над у), нань у и нюй у, на каждую из к-рых возлагались определенные функции. Сы у отвечали за действия всех остальных служащих ведомства и лично возглавляли поминальные ритуалы, а также обряды, проводимые в экстраординарных случаях — при длительной засухе, в случае природных катаклизмов. В ведомстве имелся и своего рода учеб. отдел, в к-ром состояли у ши («наставники у [6]»). Еще в конце XIX в. европ. учеными (J.J. M. de Groot) была высказана т.з., что ведомство, описанное в «Чжоу ли», есть проявление общей для древнего Китая и весьма специфич. религ. системы, для обозначения к-рой был предложен термин «уизм». Вначале эта система рассматривалась в контексте анимистич. верований и в качестве типологич. аналога жречества. В 30-х гг. прошлого века появилась квалификация уизма как варианта шаманизма, быстро приобретшая всеобщее признание в науч. кругах. К шаманам стали относить не только собственно у, но и правителей, гл. основанием для чего служило предположение, что для общения с духами предков и др. божествами они входили в состояние транса. Уверенность в типологич. близости уизма к шаманизму сохраняли и те специалисты-религиоведы (M. Eliade), кто признавал, что у, имея власть над духами и служа посредниками между божеств. и человеческим мирами, не есть то же самое, что шаманы. Отход от «теории китайского шаманизма» наметился в мировой синологии только в конце прошлого века. В наст. время наиболее адекватной полагается квалификация у как медиумов (spiritual mediums), т.е. священнослужителей жреческого типа.
 
Из текстов, относящихся к чжоуской и ханьской эпохам, очевидно, что уже к концу Чжоу система у, действительно, полностью распалась. Термин у стал прилагаться к самым разным лицам, принадлежавшим преимущественно к низовой среде, обслуживавшим местные (локальные) верования и культы, а также занимавшимся колдовством, ведовством, магией, знахарством и т.п. видами деятельности. При империи Цинь (221–207 до н.э.) был создан новый вариант религ.-ритуального учреждения, в штат к-рого вошли исключительно светские чиновники. Посл. прецедент использования у для проведения гос. ритуальной деятельности отмечен для нач. Хань (см. Хань У-ди). Тем не менее традиция у сохранялась на протяжении мн. послед. столетий. Современники по-прежнему видели в них личностей особого типа, способных вступать в контакт с высшими силами. Для женщин у допускалась возможность даже брачных связей с богами и духами и рождения от них детей. Сыновья у не только полностью принимались в об-ве, но и имели все шансы сделать успешную офиц. карьеру.
 
Источники:
Го юй (Речи царств) Т. 4 // Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936, с. 1а–2б; Чжоу ли чжу ши («Чжоуские ритуалы» с комментариями) // Ши Сань цзин чжан шу («Тринадцать канонов» со всеми комментариями). Пекин, 1957; Шо вэнь цзе цзы чжу (Комментированное издание словаря «Шо вэнь»). Шанхай, 1981, с. 201; Го юй (Речи царств) / Пер. В.С. Таскина. М., 1987, с. 2588–2590.
 
Литература:
Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. СПб., 1994, с. 132–139; Chang K.C. Art, Myth and Ritual: The Path to Political Authority in Ancient China. Harvard, 1983, p. 44–45; Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. Princ., 1974; Falkenhausen L. von. Reflection on the Political Role of Spirit Mediums in Early China // Early China. Berk., 1991, vol. 16, p. 39–80; Groot J.J.M., de. The Religions System of China. Vol. VI. Book II. Part V. Leiden, 1910, p. 1886–1211.
 
Автор: Кравцова М.Е.
 
Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с.41-42; Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, с.112; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 317; Legge J. The Chinese Classics. Hong Kong, 1960. Vol. III, p. 478. Vol. V, p.179-180.
 
Литература:
Де Гроот. Демонология древнего Китая. СПб., 2001, с. 285-446; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998, с. 206-213; Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К., 1998; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с.100-105; Ли Су-пин. Нюй шэнь. Нюй дань. Нюй дао (Женщины-духи. Женщины в киноварном/алхимическом [учении]. Женщины в [учении о] Пути-дао). Пекин, 2004, с.131-142.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 623-624.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.