Синология.Ру

Тематический раздел


Тянь-хоу

天后 Небесная государыня (Тянь-хоу)Небесная государыня (Тянь-хоу)Небесная государыня. В поздней китайской мифологии богиня моря. Ее культ зародился в X–XI вв. в прибрежных районах Фуцзяни в результате обожествления, видимо, реальной девицы по фамилии Линь, жившей в VIII или X–XI вв., душа к-рой якобы летала спасать братьев, терпящих бедствие на море. В 1156 по приказу императора был воздвигнут храм в ее честь. Государи награждали ее пышными титулами. С XIII в. ее стали называть Тянь-фэй (Небесная наложница), а с кон. XVII в. — Тянь-хоу. Ей молились перед выходом в море. Тянь-хоу изображается восседающей на волнах, на облаках или на троне. У нее два помощника: у первого рука приложена к уху, у другого поднесена к глазам. Днем рождения Тянь-хоу считается 23 число 3-й луны. В Фуцзяни и на Тайване ее называют Ма-цзу (Матушка, Матрона). На Тайване Ма-цзу по сей день — одна из наиболее почитаемых богинь.
 
Литература:
Гу Цзе-ган. Тянь-хоу // Миньсу. 1929, № 41–42, с. 1–9; Жун Чжао-цзу. Тянь-хоу // Там же, с. 9–18; Ли Лу-лу. Ма-цзу синьян (Верования, связанные с Ма-цзу). Пекин, 1994; Ли Лу-лу. Хуася чжу шэнь. Ма-цзу цзюань (Божества Кмтая. Том «Ма-цзу»). Тайбэй, Юньлун чубаньшэ, 2000; Ли Цяо. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 389–402; Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 260.
 
Автор: Рифтин Б.Л.


С развитием культа Тянь-хоу в имперском Китае ее официальная титулатура проделала эволюцию от Госпожи (фу-жэнь) и Феи (фэй [3]) в эпоху Сун (Х – ХIII вв.), Небесной феи (тянь-фэй) в эпоху Юань (ХIII – XIV вв.), Святомудрой феи (шэн-фэй) и Изначальной правительницы (юань-цзюнь) в эпоху Мин (XIV – XVII вв.) до Небесной владычицы (тянь-хоу) в период Кан-си (1662 – 1722) и Наднебесной святомудрой матери (тянь-шан шэн-му) в период Дао-гуан (1821 – 1850) эпохи Цин (XIV – ХХ вв.), когда о ней было создано и специальное произведение «Тянь-хоу чжи» («Трактат о Небесной владычице»). В ее образе соединились простонародные верования с буддизмом и даосизмом. Как покровительница моряков она стала ассоциироваться с главным небесным ориентиром – Большой Медведицей, или, по-китайски, Северным Ковшом (Бэй-доу), и под именем «прежденебесного» (сянь тянь) и «воплощающего Путь» (дао ти, см. Дао) астрального божества Доу-му (Матушка Ковша) представлялась породившей звезды Бэй-доу. Дар исцеления, благодаря к-рому она, согласно легенде, вылечила неизлечимого императора, связал ее с даосизмом, ориентированном на медицину и женственность. Здесь она изображалась сопровождаемой двумя служанками – Всевидящей и Всеслышащей. Дар милосердия обусловил отождествление Тянь-хоу с буддийской богиней Маричи (Моличжи 摩利支), к-рая принадлежала к «двадцати небесным [духам]/дэва» (эр-ши тянь 二十天). Распространенные на побережье и близ рек храмы Тянь-хоу называются Ма-цзу-гэ (Палата Матушки-родоначальницы), Ма-гэ-мяо (Храм-палата Матушки), Тянь-хоу-мяо (Храм Небесной владычицы). В них было принято дарить модели рыбацких лодок для спасения от потопления.
 
Литература:
Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. М., 2001, с. 56 – 57, 139; Ма Шу-тянь. Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Пекин, 2002, с. 297 – 300; Фо-цзяо да цыдянь (Большой буддийский словарь) / Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Нанкин, 2002, с. 580; Чжунхуа шэньми вэньхуа цыдянь (Словарь китайской мистической культуры) / Гл. ред. У Кан. Хайкоу, 2002, с. 233-234; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 65.
 
Автор: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 618-619.

Авторы: ,
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.