Синология.Ру

Тематический раздел


Тан Цзюнь-и

唐君毅, 1909, Ибинь пров. Сычуань, — 1978, Сянган (Гонконг). Философ, представитель нового конфуцианства. Учился в Пекинском ун-те и Нанкинском центр. ун-те, филос. ф-т к-рого окончил в 1932. Во время учебы испытал влияние идей Лян Шу-мина и Сюн Ши-ли. После эвакуации в Сянган в 1949 вместе с Цянь My и Чжан Пи-цзе основал Академию новой Азии, в к-рой занимал должности проф., проректора по учебной работе, декана филос. ф-та. После того, как академия вошла в Кит. ун-т Сянгана (1964), работал в нем до 1974. Выйдя на пенсию, возглавил Ин-т новой Азии.
 
В молодости увлекался идеями англо-амер. неореализма, в первую очередь идеей имплицитного существования универсалий. Под влиянием работы Ф.Г. Брэдли «Явление и реальность» перешел на позиции классич. идеализма. В круг его интересов попали гегелевское учение о феноменологии духа, труды И. Канта, А. Уайтхеда.
 
С нач. 40-х гг. занимался проблемами кит. традиц. философии. В 1958 он совместно с Моу Цзун-санем, Сюй Фу-гуанем и Чжан Цзюнь-маем опубликовал «Манифест китайской культуры людям мира», формулирующий позицию нового конфуцианства по проблемам кит. культуры и ее взаимодействия с мировой культурой. Сравнивая культуры Китая и Запада, Тан Цзюнь-и пришел к выводу, что «фундамент. духом» первой являются мораль и искусство, второй — религия и наука. Зап. культура нацелена на мир природы и способы существования в ней человека, что приводит к забвению эмоционально-субъективного компонента человеч. бытия. Поскольку стержнем кит. культуры выступает интерес к человеку как единичному субъекту, на совр. этапе миссия кит. философии заключается в освобождении человека от «овещения» (у хуа), в реализации его индивид. ценности, в содействии его становлению в качестве независимого «морального субъекта». Тан Цзюнь-и пришел к выводу о неприемлемости для Китая как зап. капитализма, так и социализма. Первому присущи пороки индивидуализма, национализма (идея «гос-ва одного народа», ведущая к империализму), демократизма, несовместимого с традиц. кит. идеалом «выдвижения талантов» («Конфуций опускает один бюллетень, глупый мужик и глупая баба — тоже»); при социализме же неизбежны апология коллективизма и насильственное уничтожение традиции с повсеместным насаждением марксизма. Третий путь, по Тан Цзюнь-и, заключен в «этич. гуманизме» кит. культуры, способной установить систему «наставнических и дружественных» отношений между членами об-ва. Своей задачей Тан Цзюнь-и считал работу во имя возрождения индивид. морального и историч. сознания и кит. нации, с тем чтобы сделать соотечественников «вновь китайцами».
 
Специфику кит. культуры Тан Цзюнь-и усматривал в ее гомогенности, единстве лит-ры, истории и философии, единении морали и политики. Конфуцианство, по его мнению, как осн. ветвь традиции, делает акцент на преемственности и воспроизводстве; дополняющие кит. традицию даосизм и буддизм обращены гл. обр. к «изменению», «превращению» (хуа), существующим в пределах некоего культурного постоянства. Впитав в себя присущие первобытной религии представления о Небе (тянь) и «духах» (шэнь [1]), конфуцианство избегло характерного для зап. культуры разрыва духовной и секулярной ипостасей, идущего из древней Греции.
 
В кит. традиции человек выступает не как «тварь» («творение»), противопоставляемая Творцу, но как моральный субъект, способный духовно трансформировать небо и землю. По мнению Тан Цзюнь-и, стабилизирующее воздействие на зап. культуру могут оказать присущие кит. культуре «дух восприятия существующего как истинного» (способный приостановить гонку бессмысленного преобразования мира), мудрость «полноты и духовности» в отображении целостной и не во всем вербализуемой картины бытия, «дух избегающей крайностей середины». Для Запада м.б. полезен и опыт непрерывного развития кит. культуры в течение нескольких тысячелетий, а для будущего мира без границ — идея Поднебесной (тянь ся) как единого социума.
 
Считал «ограниченными» укоренившиеся на Западе пути выведения философии из принципов какой-либо конкр. науки или построения философии над этими принципами в качестве некой метанауки, призванной логически пояснять и анализировать науч. понятия. Полагал практич. деятельность человека основой подлинно филос. рефлексии, к-рая должна базироваться на «благом знании» (лян чжи) как «источнике всего морального разума и всей моральной деятельности человека». «Благое знание» трактовалось Тан Цзюнь-и не только как моральное, но и гносеологич., эстетич., религ., ценностное сознание индивида. В поздних работах Тан Цзюнь-и обозначил сферу этого сознания как «жизненное существование», к-рое выражается в различных видах духовной деятельности человека, включая моральную.
 
Источники:
Тан Цзюнь-и. Чжун си чжэсюэ сысян бицзяо яньцзюцзи (Сборник сравнительных исследований философских идей Китая и Запада). Чунцин, 1943 (переизд. Тайбэй, 1978); он же. Даодэ цзыво чжи цзяньли (Установление морального «я»). Шанхай, 1946; он же. Жэньвэнь цзиншэнь чжи чжунцзянь (Переустройство человеческого духа). Сянган, 1954 (переизд. Тайбэй, 1974); он же. Тан Цзюнь-и цюаньцзи (Полное собрание сочинений Тан Цзюнь-и). Тайбэй, 1985; он же. Чжунхуа вэньхуа юй данцзинь шицзе (Китайская культура и современный мир). Т. 1–2. Тайбэй, 1985; он же. Чжунго вэньхуа чжи цзиншэнь (Духовная ценность китайской культуры). Тайбэй, 1987.
 
Литература:
Ли Ду. Тан Цзюнь-и сяньшэн дэ чжэсюэ (Философия г-на Тан Цзюнь-и). Тайбэй, 1983; Ли Цзун-гуй. Тан Цзюнь-и дэ вэньхуа синтай цзи ци чжунго вэньхуа гуань (Тезис Тан Цзюнь-и о культурной духовной форме и его взгляд на китайскую культуру) // Сяньдай синь жу-сюэ яньцзю луньцзи (Сборник статей о современном новом конфуцианстве). Вып. 1. Пекин, 1989; Лэн Дэ-си. «Хунда эр пи, шэньхун эр сы» — Тан Цзюнь-и Чжун Си вэньхуагуань шуяо («Великая и критичная, глубокая и свободная» — очерк воззрений Тан Цзюнь-и на культуры Китая и Запада) // Чжэсюэ юй вэньхуа. 1986. Т. 13, № 10; Лю Го-цян. Тан Цзюнь-и сяньшэн дэ шицзайгуань (Воззрения господина Тан Цзюнь-и на реальность) // Э ху. 1986, № 137; Сунь Шань-хао. Дуй дандай синь жу-цзя дэ шицзянь вэньти шэньтао (шан): Тан Цзюнь-и чжэсюэ чжун шицзянь вэньти (Исследование проблемы практики в современном новом конфуцианстве. Проблема практики в философии Тан Цзюнь-и) // Чжэсюэ юй вэньхуа. 1986, т. 13, № 10; Чжэн Цзя-дун. Сяньдай синь жу-сюэ гайлунь (Очерк современного нового конфуцианства). Наньнин, 1990; Chan Sin Yee. Tang Junyi: Moral Idealism and Chinese Culture // Contemporary Chinese Philisiphy / Ed. by Chung-ying Chen and N.Bunnin. Malden, Oxf., 2002, p. 305 – 326.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 429-431.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.