Синология.Ру

Тематический раздел


Сяншучжи-сюэ

象數之學 «учение о символах и числах»; зап. обозначения — нумерология, симвоаритмология, системология. Термин сформировался в эпоху Сун (X–XIII вв.), так, в частности, обозначалось учение Шао Юна (XI в.), но истоки этого словосочетания значительно древнее: они восходят к суждениям о «символах и числах» в текстах VI–IV вв. до н.э., прежде всего в «Цзо чжуани», «Го юе», «Хун фане» (см. «Шу цзин» ) и «Си цы чжуани» (см. «Чжоу и»). В широком смысле сяншучжи-сюэ — универсальная теоретич. система, генетически производная от архаич. познавательных структур, прежде всего мантич. классификационизма; играла в традиц. Китае роль наиболее общей формальной методологии филос. и науч. знания, выступая в качестве функционального аналога формальной логики, не возникшей там как самостоятельная наука. В узком смысле — одно из концептуальных оформлений указ. системы, созданное в период правления дин. Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) гл. обр. усилиями придерживавшихся «учения о канонах в совр. знаках» (цзиньвэньцзин-сюэ) комментаторов «Чжоу и», синтезировавших общеметодологич. принципы конфуцианства, даосизма и иньян-цзя и связавших их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, техники календарных расчетов и теории музыки. В последнем смысле историч. альтернативами сяншучжи-сюэ были сначала «оракуло-апокрифические учения» (чэньвэйчжи-сюэ; см. Цзин вэй) в I в. до н.э. — V в. н.э., потом «учение о планах и письменах» (хэтучжи-сюэ; см. Хэ ту, ло шу) в XI–XIII вв. В первом же смысле все эти учения охватываются общим понятием сяншучжи-сюэ.

Сяншучжи-сюэ строится на всеобъемлющем классификационизме и особом типе обобщения-генерализации (гун [1] / гун [2]), т.е. представлении класса объектов путем выделения из него самого характерного (ценного, главного и т.п.) объекта в качестве репрезентанта без абстрагирования свойств класса. Так, репрезентантом класса людей является царь, поэтому, напр., в разных списках «Дао дэ цзина» термины жэнь [1] («человек») и ван [1] («царь») взаимозаменимы при описании четвертого уровня бытия, следующего после дао, Неба и Земли (§ 25).

Фундамент сяншучжи-сюэ составляют три типа нумерологич. построений, каждый из к-рых представлен в двух разновидностях: 1) «символы» (сян [1]) — три-, гексаграммы (гуа [2]); 2) «числа» (ту [1]) — хэ ту («план [из Желтой] реки»), ло шу («писание [из реки] Ло»); 3) «символы и числа» — инь–ян («темное и светлое»), у син («пять элементов [фаз]»). Сама эта система нумерологизирована, поскольку основана на двух исходных нумерологич. числах — 3 и 2. В ней также отражены все три гл. вида графич. символизации, использовавшиеся в традиц. кит. культуре: 1) «символы» — геометрич. формы, схемы, рисунки; 2) «числа» — цифры, циклич. знаки; 3) инь–ян, у син — иероглифы.

Образующие сяншучжи-сюэ элементы — математич. и математикоподобные построения, т.е. пространств. («геометрич.») структуры и числовые («арифметич.») комплексы, — связаны друг с другом широким кругом связей: математич., символич., ассоциативных, фактуальных, эстетич., мнемонич., суггестивных и др. Так, приведены во взаимное соответствие члены фундаментальных нумерологич. пар: круг–квадрат/прямоугольник, 3–2, Небо–Земля, ян–инь, Цянь–Кунь (см. Гуа [2]) и т.д. Всем важнейшим категориям сяншучжи-сюэ — тай и (Великое единое), лян и (два образца), сань цай (три начала), сы сян (четыре символа), у син (пять элементов), ба гуа (восемь триграмм), ло шу (магич. квадрат из чисел от 1 до 9), хэ ту (магич. крест из чисел от 1 до 10) и др. — присуща как «арифметич.», так и «геометрическая» ипостась. Онтологич. базис этого тотального классификационизма осмыслялся с т.зр. общепринятого в кит. философии представления об органич. (телесной) целостности мироздания, однородные (тун лэй) элементы к-рого взаимодействуют по принципу резонанса или магнетизма. Подобно пифагорейству, сяншучжи-сюэ может быть определено как учение о музыкально-числовой структуре космоса.

В «Цзо чжуани» (Си-гун, 15 г.) происхождение сяншучжи-сюэ выведено из соединения двух древнейших (кон. II — нач. I тыс. до н.э.) видов гадательной практики — на панцирях черепах и лопаточных костях крупного рогатого скота, или скапулимантии (бу [1]), и с помощью стеблей тысячелистника, или ахиллеомантии (ши [7]). Результатами более древней и авторитетной практики бу [1] были геометризированные и соотнесенные с пространств. координатами (странами света) мантич. фигуры, т.е. «символы» (сян [1]) — первичные элементы сяншучжи-сюэ. Результатами появившейся позднее практики ши [7] являлись вероятностные комбинации стеблей, прототипы счетных палочек, т.е. «числа» (шу [1]), — вторичные элементы сяншучжи-сюэ.

Первый и главный теоретич. синтез того и другого был осуществлен в каноне «Чжоу и» (VIII–IV вв. до н.э.), основу к-рого составляют геометрич. символы (черты, три-, гексаграммы и др.), обладающие числовыми значениями и даже цифровыми обозначениями («шесть» и «девять» — названия двух типов черт: прерванной и целой). В указ. месте «Цзо чжуани» была также определена онтологизированная иерархия «символов» и «чисел»: «Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа». Это положение получило методологич. формулировку в «Чжоу и», где при теоретич. движении в обратном направлении «за доведением до предела чисел следует установление символов Поднебесной» («Си цы чжуань», I, 10), и нашло отражение в исходном математич. каноне «Чжоу би» («Чжоуский гномон»): «Законы чисел исходят из круглого и квадратного». Однако позднее Шао Юн выдвинул противоположный тезис о первичности чисел: «Числа рождают символы».

Особое развитие сяншучжи-сюэ получило в период правления дин. Хань, обретя общепризнанный методологич. статус и подавив зачатки протологики, возникшие в учениях моистов (см. Мо-цзя), «школы имен» (мин-цзя) и Сюнь-цзы. Венцом этого процесса стало создание трактатов «Чжоу и цянь цзо ду» («Пронзающее измерение творчества „Чжоу-ских перемен“»), «Тай сюань цзин» («Канон Великой тайны», англ. пер.: D. Walters, 1983; M. Nylan, 1993; рус. пер.: Д. Уолтерс, 2002) Ян Сюна (I в. до н.э. — I в. н.э.), «И линь» («Лес перемен») Цзяо Гуна (I в. н.э.) или Цуй Чжуаня (I в. до н.э. — I в. н.э.). Развитие сяншучжи-сюэ стало одним из факторов возникновения неоконфуцианства, в рамках к-рого ведущие нумерологич. учения создали Шао Юн и Цай Шэнь (XI–XII вв.). Печать сяншучжи-сюэ в той или иной мере лежит не только на всех главных философско-религ. учениях (конфуцианстве, неоконфуцианстве, даосизме, буддизме и др.), науч. и квазинауч. дисциплинах (особенно математике, астрономии, хронометрии, топографии, медицине, макробиотике, алхимии, геомантии, физиогномии, астрологии, мантике), но и на лит-ре, искусстве и в целом культуре традиц. Китая. Нумерологич. клише обладают особой архетипич. устойчивостью, продолжая действовать и в совр. об-ве, о чем свидетельствует, напр., весь спектр реформистских лозунгов в Китае XX в. от «трех народных принципов» (сань минь чжуи) и «пяти властей» (у цюань) Сунь Ят-сена до «четырех модернизаций» (сыгэ сяньдайхуа) Чжоу Энь-лая и «трех шагов» (саньгэ буцзоу) Дэн Сяо-пина. Носители культуры, построенной по принципам сяншучжи-сюэ, до сих пор считают своими высшими символами такие фундаментальные нумерологич. схемы, как «двоичный» (лян и) «Великий предел» (тай цзи), состоящий из образов инь-ян и четырех основных триграмм, соответствующих четырем странам света (сы фан) в расположении Фу-си, на гос. флаге Южной Кореи; «пять элементов» в виде пяти звезд на гос. флаге КНР; 12 циклич. знаков (ди чжи) в качестве 12 солнечных «лучей» на гос. флаге Китайской Республики на Тайване, а также «пять элементов» с «троицами и пятерицами» (сань у) как пять лепестков с пятью триадами тычинок на еще одном символе этого гос-ва — стилизованном изображении цветка сливы-мэй, корреспондирующем и с «тремя народными принципами» и «пятью властями» Сунь Ят-сена, и с нумерологич. астролого-мантич. системой Шао Юна, описанной в трактате «Мэй хуа и шу» («Числа „Перемен“, [усмотренные в] цветах сливы-мэй», частичный рус. пер.: Б.Б. Виногродский, 1993, 2003; изложение: Liu Da, 1979).

Источники:
Даосская алхимия бессмертия. Антология древнекит. эзотерики / Сост., пер. Б.Б. Виногродского. М., 2003; Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи») / Пер. Р.В. Вяткина. Т. 4. М., 1986; Уолтерс Д. «Книга Великой тайны»: забытое дополнение к «Книге Перемен». Киев–Москва, 2002; Уроки Вэнь-вана. Книга Перемен / Пер., сост. Б.Б. Виногродского. М., 2006; Sherrill W.A., Chu W.K. An Anthology of I Ching. L. etc., 1977; Nylan M. The Canon of the Supreme Mystery by Yang Hsiung. A Translation of the T’ai hsüan ching. Albany, 1993.

Литература:
Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен». М., 2002; он же. Чертеж антропокосмоса. М., 1993; Карапетьянц А.М. Древнекитайская системология: генеральная схема и приложения. Препринт № 44 ИИЕТ РАН. М., 1990; он же. Древнекитайская системология: уровень протосхем и символов-гуа. Препринт № 25 ИИЕТ РАН. М., 1989; Китайская геомантия. СПб., 1998; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994; он же. Число и человек: древнекитайская концепция «семи утрат и восьми обретений» // Математика и практика. Математика и культура. № 2. М., 2001, с. 107–113; Кузнецов В.С. Представления китайцев о фатальной значимости цифр // VIII Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 2002, с. 86–89; Лип Э. Китайская нумерология. М., 2004; У Цзинь, Ван Юншэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу и». Киев, 2001; Чжу-гэ Лян. Шень шу. Гадание на монетах и книга мудрости Древнего Китая / Пер. Т. Мёдингер. М., 2004; Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 2003; Чжу Бо-кунь. И-сюэ чжэсюэ ши (История философии «Чжоу»). Кн. 1–4. Пекин, 1986–1995; Fung Yulan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 2. Princ., 1953, p. 7–150, 454–476; Liu Da. I Ching Numerology. N.Y., 1979; Nielsen B. A Companion to Yi Jing Numerology and Cosmology. L.–N.Y., 2003.

Интернет-ресурсы:
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993.

См. также лит-ру к ст.: «Чжоу и»; Сянь-сюэ.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 419-421.




Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.