Синология.Ру

Тематический раздел


Сюнь Юэ

荀悅, Сюнь Чжун-юй. 148, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчан пров. Хэнань), — 209. Философ, каноновед (см. Цзин-сюэ), историк. Потомок конф. мыслителя IV–III вв. до н.э. Сюнь-цзы. Состоял на гос. службе. Осн. соч. — «Шэнь цзянь» («Обращение к зеркалу») и написанный в подражание «Цзо чжуани» с использованием переработанного текста «Хань шу» («История [династии] Хань», I в. н.э.) историч. труд «Хань цзи» («В память [о дин.] Хань»). Был сторонником идеи «естественного» (цзы жань) «взаимного реагирования Неба и человека» (см. Тянь [1]), подчиняющихся одним и тем же природным законам, с к-рыми человек призван согласовывать свое поведение. Трактовал понятие «дух» (шэнь [1]) как не субстанциальное, а функциональное начало, присущее «[телесной] форме» (син [2]); последняя есть «пневменное» (ци [1]) образование, тогда как наличие «духа» обусловливает чувства любви и ненависти, радости и гнева. Полагал, что в человеч. «природе» (син [1]) соединены доброе и злое начала, разделял мнение Лю Сяна (I в. до н.э.) о том, что «природа» и «чувственность» человека не противостоят друг другу как добро злу. Предложил идею «трех категорий» (сань пинь) — трех качеств. уровней человеч. «природы», из к-рых верхний и нижний неизменны соответственно в преобладании добра и зла. В свою очередь, и каждый из этих уровней имеет три градации. Качеств. рост человека обусловлен «научением» (цзяо [1]) и осуществлением юридич. закона (фа [1]), к-рые соотносятся как универсальные полярные силы – соответственно ян [1] и инь [1] (см. Инь–ян), причем «доброта» формируется за счет «научения», а «зло» подавляется посредством закона. Оба средства в социально-политич. сфере призваны содействовать в первую очередь благосостоянию народа и т.о. обеспечивать должную направленность его воли. Идея Сюнь Юэ о «трех категориях» человеч. природы получила развитие в учении Хань Юя (VIII — нач. IX в.).
 
Источники:
Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Лян Хань бу (Избранные материалы по истории кит. философии. Раздел двух эпох Хань). Т. 2. Пекин, 1960; Ch'en Ch'i-уueп. Hsun Yueh and the Mind of Late Han China. A Translation of the Shen-chen with Introduction and Annotation. Princ., 1980.
 
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 128–130, 146.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.418.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.