Синология.Ру

Тематический раздел


Сэн

, сэнцзя (санскр. сангха — «множество», «союз», «совокупность», «община», «общество»). Наряду с Буддой (Фо) и Учением/Дхармой (фа [1]) одна из «трех драгоценностей» (триратна, сань бао) буддизма. Существует неск. значений этого термина. 1) В раннем буддизме и тхераваде (сяо шэн) под сангхой часто понималась «святая община», буд. святые четырех категорий (шротапанна, сакритагамин, анагамин, архат — лохань). 2) Все монахи-буддисты мира. 3) Монахи определ. школы или монастыря, придерживающиеся единого устава (виная, люй); для ее образования достаточно трех человек. 4) В странах распространения махаяны (да шэн) сангха часто понимается как буд. сообщество монахов и мирян.

Первую общину, ставшую прообразом всех последующих, основал Будда. Первоначально она состояла только из монахов-мужчин (бхикшу, кит. бицю), однако впоследствии Махаджапати, сестра покойной матери Будды, воспитавшая его, уговорила создать и женскую общину монахинь (бхикшуни, кит. бицюни), куда также вступила Яшодхира, бывшая жена Будды. Однако в целом вплоть до наст. времени повсеместно преобладают мужские общины.

Первоначально члены сангхи не имели постоянного местожительства: это были странствующие аскеты, живущие подаянием мирян, слушающие проповеди Будды. В муссонный период они пережидали дожди в пещерах, где, в частности, обсуждали различные аспекты учения, вели диспуты. По мере роста популярности буддизма богатые миряне стали преподносить общине различные дары. Так, царь Бимбисара передал в дар бамбуковую рощу Велувана в Раджагрихе, ставшую постоянным прибежищем для монахов.

Увеличение численности буд. общины потребовало введения единого устава, обязательного для соблюдения всеми монахами, в к-ром оговаривались условия вступления в общину и правила поведения монахов.

Начиная с 6 лет любой желающий мог вступить в общину, а с 10 лет — стать послушником (саманера — сын аскета). На послушников распро-странялось 10 предписаний-запретов (см. Ши шань): 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять спиртного, 6) не есть после полудня, 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8) не носить украшений, не употреблять парфюмерии и косметики, 9) не пользоваться высокими и роскошными сидениями, 10) не брать золота и серебра. Послушникам также вменялось в обязанность изучать под руководством наставника Дхарму, винаю и готовиться к посвящению (упасампада).

До сегодняшнего дня в ряде буд. стран монастыри рассматриваются как своего рода школы и ун-ты, где дети получают образование. Впоследствии большинство из них возвращается домой и ведет обычную мирскую жизнь, некоторые же выбирают продолжение духовного пути. В возрасте полных 20 лет после обряда посвящения адепт становится полноправным членом сангхи. Обряд посвящения включает в себя троекратное повторение формулы о трех прибежищах (в Будде, Дхарме, сангхе), а также ответы на вопросы о здоровье, свободе от долгов и социальных обязанностей, о согласии родителей, возрасте, имени и имени наставника, наличии чаши для подаяний и монашеской одежды. В зависимости от направления, школы, региона, историч. периода обряды посвящения могли несколько отличаться. Монашеские одеяния традиционно были желтыми или оранжевыми, т.к. первоначально в их качестве использовались выброшенные старые, пожелтевшие на солнце одежды.

Монахи обязаны были соблюдать уже 227 правил, собранные в Пратимокше («то, что способствует освобождению») — монастырских уставах различных буд. школ. Они повторяются вслух дважды в месяц во время общей исповеди (упосатха). Из них 152 правила обязательны к исполнению, 75 — желательны. Наиболее благочестивые монахи брали на себя обязательство соблюдать большее количество правил, изложенных в текстах Виная-питаки. Правила подразделяются на семь групп. Нарушение всех четырех запретов первой группы (намеренное убийство, воровство, сексуальная связь, ложь о собств. сверхъестеств. способностях) влечет за собой самое строгое наказание — изгнание из сангхи. Наиболее же страшным грехом считалось внесение раскола в сангху. Девадатта, двоюродный брат Будды, за это, согласно учению тхеравады, попал в ад Авичи — самый нижний из восьми великих адов (однако, согласно гл. XII «Лотосовой сутры» — «Мяо фа лянь хуа цзин», Девадатта станет буддой).

Миряне, становясь последователями буддизма (упасака и упасика), берут на себя обязательство соблюдать пять осн. нравств. правил (панчашила, у цзе): 1) не убивать живых существ; 2) не красть; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не употреблять и не продавать одурманивающие средства. Цвет одеяний буддистов-мирян в отличие от монахов — белый, знак чистоты поступков, слов и помыслов.

Любой член сангхи может в любое время по собств. желанию покинуть ее. Это, в частности, способствовало достаточно широкому распространению практике поступления мирян в монастырь на определенный срок. Традиционно этот период не должен быть меньше месяца.

В целом для буддизма характерен эгалитаризм, т.е. любой человек вне зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения и т.п. может стать членом сангхи. Провозглашается также равенство всех монахов. При этом сохраняется определ. половое неравенство — любой мужчина-монах стоит в иерархии выше женщины-монахини.

Существуют определ. запреты на вступление в общину. Прежде всего это касается высокомерных людей, людей, склонных к аффектам (напр., евнухи), не свободных в своих действиях людей (рабы, гос. деятели). Кроме того, запрет распространяется на тех, кто не способен исполнять правила (больные, калеки). Единственный в семье сын мог вступить в общину только с согласия родителей.

После смерти Будды буд. община стремительно разрасталась. Во многом этому способствовало покровительство царей, прежде всего Ашоки (III в. до н.э.) и Канишки (I–II вв. н.э.).

В Китае становление сангхи началось в первые века н.э. По-видимому, первые буд. общины сложились в Лояне и Пэнчэне и состояли преимущественно из выходцев из Центр. Азии и Индии. Затем по мере распространения буддизма монахами все чаще становились китайцы. Значит. рост буд. сангхи начался после падения дин. Хань и начала эпохи Троецарствия.

Благодаря соч. «Бянь чжэн лунь» («Рассуждения об установлении истинного») буддийского монаха Фа-линя (572–640), можно проследить динамику роста численности сангхи в Китае в III–VI вв. В Юж. Китае в Зап. Цзинь (265–316) существовало 180 монастырей, 13 переводчиков перевели 73 сутры, насчитывалось более 3700 монахов и монахинь. В Вост. Цзинь (317–420) — 1768 монастырей, 27 переводчиков перевели 263 сутры, 24 тыс. монахов и монахинь. При дин. Сун (420–478) — 1913 монастырей, 23 переводчика перевели 210 сутр, 36 тыс. монахов и монахинь. В Ци (479–502) — 2015 монастырей, 16 переводчиков перевели 72 сутры, 32 500 монахов и монахинь. При Лян (502–557) — 2846 монастырей, 42 переводчика перевели 238 сутр, более 82 700 монахов и монахинь, чему во многом способствовала личность императора Лян У-ди (502–549), ревностного последователя буддизма. Однако в эпоху Поздняя Лян (555–587) произошло резкое падение численности монастырей (до 108), уменьшилось число монахов и монахинь (до 3200 человек). При чэньском императоре Вэнь-ди (560–566) снова начался подъем буддизма на Юге. Было отреставрировано 60 монастырей, написано 50 сутр, число монахов и монахинь составило 3 тыс. При имп. Сюань-ди (569–582) было отреставрировано и возобновлено еще 50 древних монастырей, написано 12 сутр, число монахов и монахинь составило 10 тыс. человек. В это время на Севере, где правили «варварские» династии, буддизм был распространен шире: в эпоху Сев. Вэй (386–534) насчитывалось 30 тыс. монастырей и почти 2 млн. монахов, в Сев. Ци (550–577) в кон. VI в. — ок. 40 тыс. монастырей и более 3 млн. монахов и послушников. Начиная с V и до VIII в. продолжался «золотой век» кит. буддизма и соответственно кит. буд. сангхи. Гонения на буддизм в IX в. на какое-то время ослабили сангху, но и позднее она продолжала оставаться весьма многочисленной. Так, к 1-й пол. XX в. в стране функционировало более 100 крупных монастырей, в каждом из к-рых проживало в среднем 130 монахов; ок. 200 средних монастырей с 50–75 монахов в каждом. Всего же насчитывалось более 500 тыс. монахов, большинство проживало в небольших храмах и пагодах.

Литература:
Бянь чжэн лунь 辯正論 (Рассуждения об установлении истинного) // ТСД. Т. 52, № 2110; Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиознофилософские трактаты. М., 2000; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001; Голуб Л.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям. М., 2003; Буддизм: словарь. М., 1992; Игнатович А.Н. Школа Нитирэн. М., 2002.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 583-585.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.