Синология.Ру

Тематический раздел


Сы-мин

司命 Управитель жизни, Повелевающий судьбой. В древнекитайской и даосской мифологии божество, от к-рого зависит жизнь человека; одновременно название звезды, дарующей долголетие. Согласно старинным комментариям, мелкие духи и бесы, живущие в мире людей, следят за людскими ошибками и доносят о них Сы-мину. Он не считался, видимо, небесным божеством, т.к. жертвоприношения ему совершались во дворце, а не под открытым небом.
 
По др. источникам, например по песнопениям Цюй Юаня (IV в. до н.э.), в древнекитайском царстве Чу существовало разделение Сы-мина на Да Сы-мин (Да – «большой») и Шао Сы-мин (Шао – «малый»). Первый ведал жизнью взрослых, а второй — детей. Судя по песням Цюй Юаня, Да Сы-мин в облике строгого мужчины и Шао Сы-мин в облике нежной молодой женщины мыслились живущими на небесах. Открываются небесные врата, и Да Сы-мин вылетает оттуда на черной туче, повелевая ветрами и дождями; Шао Сы-мин, вооруженный мечом, летает на ветре и облаках, отгоняя кометы, появление к-рых считалось дурным знаком (см. Цзай).
 
По даосским представлениям, Сы-мин живет во дворце нефритовой пустоты, ведет список заслуг и проступков людей, сокращая жизнь тем, кто много грешит, и продлевая ее тем, кто творил добрые дела; соответствующие ходатайства Сы-мин представляет верховному божеству Тай-и. Даосы считали также, что Сы-мин пребывает в теле человека, имея своим жилищем сюань-ши («таинственную палату»). В ср. века Сы-мином иногда называли также духа очага Цзао-шэня (см. Цзао-ван).
 
Источники:
Цюй Юань. Стихи / Пер. с кит. М., 1954, с. 51–56.
 
Литература:
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий) Шанхай, 1985, с. 27, 79; Maspero Н. Le Taoïsm et les religions chinoises. P., 1971; Мори Микисабуро. Сина кодай синва (Древние мифы Китая). Токио, 1944, с. 196–199.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 582-583.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.