Синология.Ру

Тематический раздел


Си-хэ

羲和, в древнекитайской мифологии возница солнц. В «Шань хай цзине» («Канон гор и морей», кон. III — нач. II вв. до н.э.) говорится: «Среди сладких источников есть страна Си-хэ, там живет женщина Си-хэ, там солнца омываются в сладком источнике. Си-хэ — жена Ди Цзюня, которая родила 10 солнц». По древним представлениям, Си-хэ по очереди вывозила своих детей-солнц на небо в колеснице, запряженной шестеркой драконов (лю лун).
 
Источники:
Каталог гор и морей. М., 2004, с. 149.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 441.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

 
В древнекитайских письменных памятниках бином си-хэ фигурирует в двух совершенно разных значениях. Идущий из «Шань хай цзина» (цз. 15), «Хуайнань-цзы» (цз. 3) и «Ли сао» («Элегия разлуки»/ «Скорбь отрешенного») Цюй Юаня образ Си-хэ как «женщины» (нюй) Солнца считал первичным А.Масперо (1924), за к-рым последовала Э.М.Яншина (1977), сделавшая вывод, что изначально она представлялась полуптицей-полуженщиной. Напротив, Б.Карлгрен (1946) признал первичным отраженный в более древнем и авторитетном трактате «Шу цзине» («Канон [исторических/документальных] писаний», гл. 1 «Яо дянь» - «Установления Яо») образ Си и Хэ как двух (вар.: двух или трех пар братьев) астрономов, поставленных императором/первопредком Яо обозревать небо, вычислять движения солнца, луны, звезд и созвездий, определять «время для людей» (жэнь ши), т.е. календарь, рассчитывая год, состоящий из 366 дней («солнц»), 4 сезонов и вставного (эмболисмического) месяца («луны»). Два брата Си и два брата Хэ рассылались по 4 странам света, соотнесенным с 4 сезонами, чтобы следить за жертвоприношениями солнцу в день весеннего (инь бинь чу жи 寅宾出日) и осеннего (инь цзянь на жи 寅饯纳日) равноденствий, летнего (пин чжи нань э 平秩南讹) и зимнего (пин цзай шо и 平在朔易) солнцестояний. Описание «Ши цзина» повторил Сыма Цянь в цз. 1 «У ди бэнь цзи» («Основные записи [о деяниях] пяти императоров») из «Ши цзи» («Исторические записки»). Сторонники изначальности первого образа считают второй продуктом «эвгемеризации» мифа.
 
Однако в «Шань хай цзине» присутствуют данные, обнаруживающие внутреннюю близость этих двух альтернатив. Помимо Си-хэ (цз. 15), там с аналогичной формулировкой упомянута еще одна жена Ди-Цзюня – Чан-си, «родившая 12 лун» (цз. 16). Другие тексты («Ши бэнь» - «Корни поколений»/ «Основы генеалогических древ», «Люй-ши чунь цю» - «Весны и осени господина Люя», XVII, 4) приписывают Си-хэ создание гаданий (чжань [1]) по солнцу, а Чан-си 常羲 (Шан-и 尚仪) – по луне. «Рождение 10 солнц» и «12 лун» с высокой степенью вероятности может означать введение счета дней по десяткам (десятидневка сюнь [4]) и месяцев по дюжинам (год), что равносильно установлению календаря, т.е. функции Си и Хэ. Впоследствии образ Чан-си, видимо, расщепился и одна из его ипостасей трансформировалась в Чан-э, убежавшую на луну жену стрелка И, сразившего 9 из 10 солнц, что представляется мифологическим отражением борьбы лунной и солнечной календарных систем. Вторая ипостась слилась с Си-хэ (их имена объединяет иероглиф си), к-рую Го Пу (276 – 324) определял как «хозяйку (чжу [1]) солнца и луны», что уже выглядит отражением соединения двух календарных систем, как это реально и произошло в древнем Китае.
 
Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 35; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 322, 350, 471; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 272 -273; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. М., 2001, с. 137, 163, 232; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 62 – 63; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 1977, с.117, 118, 120, 206.
 
Литература:
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 354; Karlgren B. Legends and Cults in Ancient China // BMFEA. 1946. № 18, p. 263; Maspero H. Légendes mythologiques dans le Chou king // Journal Asiatique. Vol. 204. P., 1924, p. 45.

Автор: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 572-573.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.