Синология.Ру

Тематический раздел


Синьхайская революция и революционное мировоззрение Чжан Бин-линя (1869-1936)

 
 
Аннотация: Признавая противоречивость воззрений Чжан Бин-линя, автор статьи, как и большинство экспертов в мире, в целом позитивно оценил его вклад в развитие общественной мысли и революционное движение в Ките. Основные черты социальных представлений Чжан Бин-линя формировались в течение двух с лишним десятилетий, историческим рубежом для которых стала Синьхайская революция. В поисках путей спасения Китая Чжан прошёл путь от защиты теории эволюции к выводу о неизбежности революции. Мировоззрение, политическая и просветительская деятельность Чжана несли в себе характерные черты синтетической идеологии, сложившейся в результате соединения традиционных китайских доктрин с западным революционным мировоззрением.



Китайско-японская война, движение за реформы, восстание ихэтуаней и другие события рубежа XIX-XX вв. всколыхнули политическую жизнь в Китае. В печатных изданиях первого десятилетия ХХ в., выражавших интересы различных политических организаций, формировавшихся в то время, развернулась небывалая пропаганда за свержение дискредитировавшего себя правления маньчжурской аристократии, за проведение обновляющих преобразований в китайском обществе и государстве. Представители образованной элиты, обогащённые современными научными знаниями, почерпнутыми из трудов зарубежных учёных, а также идеями западного просветительства, дебатировали ключевые актуальные проблемы, стоящие перед китайским обществом: каким путем осуществлять преобразования (путем верхушечных реформ или революционным методом с опорой на простой люд), какую предпочесть форму социально-политического и экономического устройства (республику или монархию, социализм или капитализм), какие общественные слои избрать для опоры в борьбе за социальное переустройство (правящие верхи или простой народ) и др. Среди известных мыслителей этого периода (Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао, Сунь Ят-сена и др.) видное место занимает Чжан Бин-линь.[3]
 
Чжан Бин-линь, отличавшийся энциклопедичностью знаний, богатством и разнообразием идей и теорий – идеолог сложный и противоречивый. Непоследовательность его воззрений – яркий пример отчаянной попытки перевести на национальный язык современные социально-политические и философские концепции, соотнести явления революционного порядка с китайской традицией. Такой характер взглядов мыслителя вызвал значительный разброс в оценках его идейного наследия в современной исторической науке.
 
Китайские историки, внёсшие наибольший вклад в изучение  Чжан Бин-линя, выражают полярные точки зрения относительно характера его идей. Одни авторы, например, Ли Шу, Лю Да-нянь, Тан Чжэнь-чан, отрицают революционность идей мыслителя, подчеркивают его «узкий национализм».[13, с.8З] «узко националистическое мировоззрение»,[8, с.72] ограничивающееся положением об «изгнании маньчжуров ради отмщения».[14, с.50] По мнению Ли Шу, для Чжан Бин-линя «революция означает замену императора-маньчжура императором-ханьцем»,[13, с.89] а Тан Чжэнь-чан убежден, что Чжан «ненавидел революцию».
 
Другая группа историков усматривает в антиманьчжуризме идеолога радикальные революционные черты. Наконец, ещё одна группа авторов, чьи оценки воззрений китайского мыслителя представляются предпочтительней, не считают возможным охарактеризовать его идеи однозначно.
 
Оценки взглядов Чжана на государственный устройство и общественный строй тоже не отличаются единством. Часть учёных полагает, что Чжан Бин-линь был сторонником монархического правления, другие считают его сторонником республики.
 
Наибольшее распространение обоснованно имеет точка зрения, согласно которой в основе воззрений Чжан Бин-линя находятся как китайские классические учения, так и постулаты западной общественной мысли. Её представитель Ли Цзэ-хоу утверждает, что Чжан «пытался сделать сплав из даосизма, конфуцианства, легизма и западной философии».[5, с.58]
 
Большинство ученых КНР, признавая противоречивость и непоследовательность воззрений и действий Чжан Бин-линя, в целом не без основания положительно характеризуют его вклад в развитие общественной мысли Китая и его революционного движения.
Основные черты революционных представлений Чжан Бин-линя складывались в течение двух с лишним десятилетий, разделённых Синьхайской революцией. Тревога за судьбу страны, усугубившаяся в связи с восстанием ихэтуаней, побуждает Чжан Бин-линя искать новые пути спасения родины. Поначалу он видит выход в последовательном обретении автономии провинциями Внутреннего Китая, начиная с южной части страны. Поддержку в реализации своего проекта Чжан рассчитывает получить от высокопоставленных чиновников. так, в июле 1900 г. он направил письмо Ли Хун-чжану, в котором предложил цинскому сановнику возглавить движение за независимость южных провинций.[3, с.53-55][11, с.145-147] Но вскоре он меняет позицию и склоняется к идее революционного переворота.
 
В 1903 г. китайский идеолог приезжает в Шанхай, где к тому времени заметно оживилась политическая активность учащейся молодежи. Сотрудничая с газетой «Су бао», распространявшей идеи революции, Чжан опубликовал в ней несколько сочинений, в том числе снискавшее широкую популярность «Письмо с опровержением рассуждений Кан Ю-вэя о революции», «Отвергаю критику революции» и др. Полемизируя с лидером реформаторов, отрицавшим возможность и необходимость в Китае революционных преобразований, автор решительно отмёл постулат Кан Ю-вэя о вреде революции для Китая и выразил несогласие с ним по другим принципиальным вопросам: возможности демократизации китайского общества в начале XX в., отношения к маньчжуро-цинским правителям и роли императора Цзай Тяня, концепции национального родства маньчжуров с ханьцами и др. В этих же статьях разрабатывалась главная тема – отдельные аспекты теории революции.[3, с.71-72, 75-78][9, с.171-184]
 
В июле 1906 г., по  прибытии в Токио, Чжан Бин-линь произнес перед учившимися в Японии китайскими студентами пространную речь, носившую программный характер. В этой речи наглядно проявилась несхожесть взглядов Чжан Бин-линя и Сунь Ят-сена на пути развития Китая. Лидер революционеров видел выход страны из кризисной ситуации в ускоренном развитии государства, допуская даже «перескакивание через этап», за счёт использования географических и демографических преимуществ Китая и заимствования передовых технических достижений Запада.[2, с.59] Чжан Бин-линь, напротив, придерживался идеи последовательного развития страны, как гарантии достижения позитивных результатов, и отвергал путь учёбы у Запада и заимствования его опыта. Он предпочитал «взять за образец людей старого Китая».[9, с.13] Расхождения имелись и по другим вопросам: процессу исторического развития, характеру политического устройства и др.[3, с.83-88]. Вместе с тем оба идеолога пропагандировали революцию и национализм, их объединяли сходные политические лозунги, призывавшие к свержению правления маньчжуров, им была присуща идеализация китайского традиционного общества.
 
Синьхайская революция в Китае вызвала горячее одобрение Чжан Бин-линя. Узнав о ней, уже через неделю сочинил "Манифест китайской революции", к котором не колеблясь объявил себя сторонником республики: "Революция (гэмин) свершилась. и республика (гунхэ) разумеется появится".[3, с.104-105]
 
11 ноября он покинул Японию и 16 ноября 1911 г. прибыл в Шанхай, который в том же месяце обрёл независимость от цинского двора. После избрания Сунь Ят-сена Временным президентом Китайской республики (декабрь 1911 г.), Сунь пытался примириться с Чжан Бин-линем, предложив ему пост тайного советника, но Чжан воздержался от поездки в Нанкин.[3, с.106-107][1, с.125]
 
В феврале 1912 г. наступило временное примирение между Севером и Югом Китая. Последний маньчжурский император Пу И отрёкся от престола и предписал Юань Ши-каю сформировать временное республиканское правительство. Сунь Ят-сен подал в отставку, и пост Временного президента Китайской республики перешёл к Юань Ши-каю. Столицей государства остался Пекин. Решив привлечь на свою сторону популярных политических деятелей, Юань предложил, в частности, Чжан Бин-линю пост «высшего советника». Чжан принял предложение и в мае приехал в столицу. Однако отношения с президентом не сложились. Уже к ноябрю 1912 г. политика правительства Юань Ши-кая разочаровала Чжан Бин-линя: "Подобная республика не лучше прежнего абсолютизма Цинов".[7, с.88][3, с.109-112]. Деятельность и образ мыслей Чжан, по-видимому, не вполне устраивали и временного президента. В итоге, Чжан получил новое назначение – пост Инспектора по охране границ Трёх восточных провинций (Маньчжурии).[1, с.127-128] Это назначение пришлось учёному по душе, и весной 1913 г. он прибыл в Чанчунь, полный надежд провести в этом районе социально-экономические преобразования. В его планы входили такие мероприятия, как «унификация денежной системы», «развитие горного дела», «поднятие целины» и др.[6, с.159] Но Чжан Бин-линю не суждено было претворить в жизнь намеченную программу, поскольку в этот период в стране произошло очередное обострение обстановки, с связанное с роспуском парламента Юань Ши-каем. Разочарование в "абсолютизме на Севере", при котором "перспектива республики безнадёжна",  подтолкнуло Чжана к официальному разрыву с Юань Ши-каем и к новому примирению с Сунь Ят-сеном и Гоминьданом.
 
В последующие годы неудачи попыток организовать коллективное сопротивление северным милитаристам и провалы мирных переговоров между Севером и Югом породили у Чжан Бин-линя сомнение в целесообразности объединения страны. В 1920 г. он загорелся идеей автономии юго-западных провинций, которую сформулировал как «самоуправление федерации провинций» (лянь шэн цзы чжи).[3, с.129-132][1, с.146]
 
В основе концепции автономии лежала мысль о самоуправлении каждой провинции. Провинции разрабатывали конституцию; их население избирало губернаторов и местные власти; они контролировали выпуск денег и получали право внешних сношений. Китайский учёный поддерживал идею автономии провинций вплоть до 1927 г., опубликовав по этому вопросу несколько статей.[4, с.344-345] Участие в движении за автономию провинций было последним серьёзным актом практической политической деятельности Чжан Бин-линя.
 
Идейное наследие Чжан Бин-линя значительно и многогранно. Китайский мыслитель внёс свою лепту в решение ряда проблем, актуальных для Китая нового времени. Прежде всего он принял участие в поиске путей спасения страны от гибели. В процессе этого поиска Чжан прошёл путь от приверженности теории эволюции к выводу о необходимости революции (гэмин). Подобно другим китайским мыслителям этого периода, он пытался проанализировать содержание понятия гэмин. Понятие «революция» Чжан трактовал в двух смыслах – узком и широком. Узкий смысл означал свержение иноплемённой династии; широкий смысл – глобальные социально-политические и экономические преобразования. Для Китая, на его взгляд, подходила революция в узком смысле, т. е. изгнание из страны маньчжуро-цинских захватчиков. Что касается социальных преобразований, то для этого процесса следовало использовать метод возрождения славы (гуанфу). Чжан Бин-линь полагал, что в Срединной империи нет надобности осуществлять тотальное разрушение традиционных структур и систем, как это предусматривает революционный метод. Он ориентировался на греко-итальянский Ренессанс, как идеал обновляющих преобразований, а не на Великую Французскую и Английскую революции. Этому идеалу и соответствовало понятие гуанфу, т. е. возрождение «старого» (цзю у). По мнению Чжана, следовало отобрать все положительное и ценное, что сохранилось в старом Китае, и при соответствующей корректировке использовать для построения нового общества. В числе самых ценных образцов китайской традиционной культуры мыслитель указал на такие идеализированные им социально-политические институты, якобы гарантировавшие равенство всех людей, как система «равных [надельных] полей» (цзюнь тянь), старинное законодательство, некоторые положения уголовного права и экзаменационной системы, «ханьское учение» (хань сюэ) и др. «Проводником итальянского Ренессанса выступало возрождение античной литературы, – подчёркивал Чжан Бин-линь. – Аналогичным образом и ханьское учение пойдет на пользу нации и не причинит ей вреда».[10, с.295]
 
В процессе размышления над феноменом «революция» учёный, таким образом, объединил два понятия – гэмин и гуанфу. «Когда мы говорим “революция” (гэмин), то имеем в виду “возрождение славы” (гуанфу): возрождение славы китайской нации, возрождение славы китайских округов и областей, возрождение славы политического управления Китая. И вот это по сути возрождение славы (гуанфу) мы называем термином “революция” (гэмин)».[10, с.292]. Таким образом, теория революции Чжан Бин-линя представляет собой попытку соединения традиционной идеологии с современными трактовками западной философии.
 
Подобно многим своим современникам-интеллектуалам, Чжан пытался сконструировать идеальную модель постреволюционного китайского общества и государства. Социальная утопия Чжан Бин-линя впитала в себя комплекс идей, почерпнутых из разных источников: китайской традиционной истории, учений китайской классической мысли, а также западной философии и политологии.
 
В целом, политическое мировоззрение, деятельность и научное творчество одного из ярких представителей общественной мысли Китая – Чжан Бин-линя несли в себе характерные черты синтетической идеологии, сформировавшейся в результате соединения традиционных доктрин с западным революционным мировоззрением.
 
Литература
1. [Чжан] Тай-янь сяньшэн цзыдин няньпу (Собственноручно составленная биография господина [Чжан] Тай-яня) // Цзиньдай ши цзыляо, 1957, № 1
2. Борох Л. Н. Сунь Ятсен и проблема ускоренного развития Китая // Народы Азии и Африки, 1976, № 5
3. Калюжная Н. М.Традиция и революция. Чжан Бин-линь (1869-1936) – китайский мыслитель и политический деятель нового времени. М.: ИВ РАН, 1995
4. Ли Жунь-цан. Чжан Тай-янь юй лян шэн цзычжи (Чжан Тай-янь и самоуправление федерации провинций). В кн.: Ли Жунь-цан. Лунь Чжан Тай-янь (О Чжан Тай-яне). Чэнду, 1985
5. Ли Цзэ-хоу. Чжан Тай-янь поуси (Анализ взглядов Чжан Тай-яня) // Лиши яньцзю, 1978, №3
6. Сюнь Юэ-чжи. Чжан Тай-янь. Шанхай, 1985
7. Тан Чжи-цзюнь. Чжан Тай-янь няь пу чан бянь, бу (Дополнение к "Продолжению биографии Чжан Тай-яня") // Синьхай гэмин ши цункань (Библиотека истории Синьхайской революции). Пекин, 1983, сб.5
8. Тан Чжэнь-чан. Лунь Чжан Тай-янь (О Чжан Тай-яне) // Лиши яньцзю, 1978, №1
9. Чжан Бин-линь. Бо Кан Ю-вэй лунь гэмин шу (Письмо с опровержением рассуждений Кан Ю-вэя о революции) // Чжан Тай-янь сюаньцзи (Избранные произведения Чжан Тай-яня). Шанхай, 1981
10. Чжан Тай-янь. Гэмин чжи даодэ (Мораль [участников] революции). — Чжан Тай-янь сюаньцзи (Избранные произведения Чжан Тай-яня). Шанхай, 1981
11. Чжан Тай-янь. Гэн-цзы цюаньбянь юй юэ ду шу (Письмо к наместнику Гуандуна в период беспорядков [ихэ]-цюаней в 1900 г.) // Чжан Тай-янь чжэнлунь сюаньцзи (Избранные политические статьи Чжан Тай-яня). Пекин, 1977
12. Чжан Тай-янь. Яньшо лу (Запись речи) // Минь бао, 1906, №6 52 
13. Li Shu. A Re-Assesment of some Questions concerning the 1911 Revolution // The 1911 Revolution – A Retrospective after 70 Years. Beijing, 1983
14. Liu Danian. Sun Yatsen – A Great Patriot and Democrat // The 1911 Revolution – A Retrospective after 70 Years. Beijing, 1983
 
Ст. опубл.: Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации. Сборник статей. – М.: Институт востоковедения РАН. – 312 с. С. 180-187.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.