Синология.Ру

Тематический раздел


Саньцзе-цзун

三劫宗 «школа трех ступеней». Течение в китайском сань ши –  «трех веков Учения/Дхармы» (фа). Согласно Синь-сину, современный ему мир с 550 пребывает в «веке конца Дхармы», и люди из-за своих слабых способностей не могут следовать «колеснице Будды», как в «век истинной Дхармы», или же «трем колесницам» (шравак, пратьекабудд или бодхисаттв, кит. сань шэн), как в «век подобия Дхармы», а ради собств. спасения должны совершать к.-н., даже самые малые, добрые деяния, почитать всех без исключения будд и читать все доступные им сутры. Путь максимального альтруизма бодхисаттвы считался Синь-сином наиб. подходящим в условиях всеобщего упадка. Теоретич. фундаментом разработки новых путей спасения стала идея о наличии в каждом существе «природы будды» (фо син).
 
Создание саньцзе-цзун являлось своего рода реакцией кит. буддистов на кризисные явления в обществ. жизни Китая V–VI вв. Особенно сильное ощущение прихода «века конца Дхармы» охватило буддистов эпохи в Сев. Вэй и Сев. Чжоу, когда буд. сангха (сэн) подвергалась жестоким гонениям. Саньцзе-цзун, т.о., представляла в Китае особый тип буддизма, отвечавшего запросам людей, проникшихся очущением наступления «века конца Дхармы».
 
Учение саньцзе-цзун и проповеди ее патриарха Синь-сина нашли отражение в япон. буддизме эпохи Нара (710–794) в том его течении, к-рое отражало теократич. настроения части духовенства. В частности, они оказали влияние на направление развития деятельности япон. «монаха-филантропа» Гёки (или Гёги, 668–749), особо подчеркивавшего необходимость распространения буддизма среди населения, а также участия монахов в общественно полезной деятельности и благотворит. акциях в пользу неимущих.
 
Элементы догматики саньцзе-цзун присутствуют и в трактате «Толкование рассуждений о махаяне», составление к-рого в япон. школе сингон традиционно приписывается Нагарджуне (сер. II — сер. III в.).
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 561.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.