Синология.Ру

Тематический раздел


Пиньцзя цзин-шэ

 频伽精舍 – «Святая обитель-вихара [Кала]винки». Буддийское учебно-просветительское образование, созданное в 1904 в Шанхае знаменитым монахом-революционером Хуан Чжун-яном 黄中央 (Цзун-ян, 宗仰 1865 – 1921) с помощью подданного Великобритании, космополитичного еврейского магната, «короля недвижимости» (ди-чань да-ван 地产大王), коллекционера и мецената С.А.Хардуна (Сайласы Алун Хатун,赛拉斯.阿隆.哈同, Salik Harun/Saleh Haron, Silas Aaron Hardoon, 1847/1851 – 1931) и его жены еврейско-китайского происхождения (отец – Issac Roos, мать – Шэнь И) Лизы Рус/Рооз (Liza Roos, 1863 – 1941), имевшей несколько кит. имен: Лисуй 俪穗, Цзи Фото (Будда) 姬 佛陀, Цзюэ-ми 觉弥 и Лоцзялин/ Ло Цзя-лин 罗迦陵. Последнее, фонетически соответствуя ее западной фамилии с именем и имея вид аналогичного кит. сочетания (Ло – фамильный знак, Цзя-лин – индивидуальное имя), в то же время семантически определило название Святой обители-вихары, будучи соединением двух сокращенных, подобно входящему в него биному пиньцзя, синонимичных обозначений будд. райской птицы калавинки (цзялинпиньцзя): [цзявэй]ло+цзялин[пиньцзя] 迦尾羅. 迦陵頻伽.
 
С.А.ХардунС.А.ХардунС.А.Хардун, представитель багдадско-еврейской общины в Шанхае и индийско-китайской торгово-финансовой группировки во главе с кланом Сассунов (Sassoon, Шасюнь 沙逊), род. в Багдаде, рос и учился в Бомбее (совр. Момбей), а в 1868 прибыл в Гонконг (Сянган), из к-рого при неясных обстоятельствах в 1873/1874 был вынужден перебраться в Шанхай, где сказочно разбогател, заработав 150 млн долл. на торговле хлопчатобумажным текстилем, опиумом (легальной до 1917) и земельными участками. В 1908/1909 на центральном и самом фешенебельном проспекте Наньцзинлу он приобрел усадьбу площ. более 170 му (ок. 25 акров), к-рая стала самым большим и оригинальным частным парком в городе и значилась расположенной на улице Хардуна (Хатунлу). Также в честь жены, с к-рой он вступил в брак в 1886, усадьба получила название Сад Любви к Ли[зе] (Ай-Ли-юань 爱俪园).
 
Г-жа Хардун (Лиза Рооз)Г-жа Хардун (Лиза Рооз)Г-жа Хардун полностью самоидентифицировалась как китаянка и исповедовала буддизм, что побудило ее, не имевшую собственных детей, брать многих приемных – китайцев и иностранцев (после 1919 в основном российских евреев 11 человек), а также свести знакомство с эмигрировавшим в Японию после громкого политического инцидента 1903 с газетой «Су бао» («Вестник [Цзян]су») Хуан Чжун-яном, к-рый, будучи образованным будд. монахом, знатоком санскрита, англ. и яп. языков, сторонником учений школ чань-цзун (см. также Чань-сюэ; Чань-цзун) и хуаянь-цзун, в то же принимал активное участие в революционно-патриотическом, антицинском движении кон. XIX – нач. XX вв., был членом созданного Чжан Бин-линем (1869 – 1936) Китайского союза просвещения (Чжунго цзяоюй хуй) и созданного Сунь Ят-сеном (1866 – 1925) Объединенного союза/Союзной лиги (Тунмэн хуй).
 
Супруги Хардун расположили Святую обитель-вихару [Кала]винки в Саду Любви к Ли[зе], к-рый Хуан Чжун-ян оформил в соответствующем кит. стиле с привнесением элементов зап. дизайна. Важнейшим начинанием возглавленной им Святой обители-вихары стало первое в постимперском Китае издание «Да цзан цзина». Взяв за основу его первое современное, японское издание «Дайнихон котэй 校订 сюккоку 缩刷 Дайдзокё» («“Великая сокровищница канонов”, выправленная и в сжатом формате [выпущенная в] Великой Японии». Токио, 1880 – 1885) в 40 папках и 419 книгах, Хуан Чжун-ян в Святой обители-вихаре в 1908/1909 начал и в 1913 закончил публиковать «Пиньцзя цзин-шэ сяо-кань 校刊 Да цзан цзин» («“Великая сокровищница канонов” в учебном издании Святой обители-вихары [Кала]винки») в 40 коробках и 415 книгах (сокр. назв. «Пиньцзя цзан» - «Сокровищница [Кала]винки»). После этого Хуан Чжун-ян сделался отшельником и ушел в монастырь, а другой знаменитый будд. монах-просветитель Юэ-ся 月霞 (Ху Сянь-чжу 胡显珠, 1858 – 1917) в 1914 основал в Саду первый в Китае будд. университет – Хуаянь дасюэ (см. «Хуа янь цзин», а также хуаянь-цзун), в к-ром, кроме него, читали лекции Син-цы 兴慈 (У-юнь, 悟云 1881 – 1950) и др. известные религиозные деятели. Позднее в работе преобразованного университета (Шэнцанминчжи) принимал участие один из крупнейших кит. художников Сюй Бэй-хун (1895 – 1953).
 
Сад супругов ХардунСад супругов ХардунВ 1945 Сад пришел в полный упадок и разрушился. В 1955/1958 на его территории открылся Дом китайско-советской дружбы, а затем стал действовать выставочный центр.
 
С.А.Хардун в 20-е г. XX в. считался самым богатым евреем на Дальнем Востоке, имел обширные связи в высших политических и культурных сферах Китая, в частности был лично знаком с Сунь Ят-сеном. Он активно поддерживал еврейскую общину и сторонников иудаизма в Китае (см. Иностранные религии в Китае. Иудаизм), построил в 1927 в Шанхае синагогу, к-рая во время Второй мировой войны действовала как религиозная школа (иешива), а в 1985 была разрушена. При этом он финансировал издание ценного перевода Корана (см. Иностранные религии в Китае. Ислам) на кит. язык, а в буддизме как мировой религии, помимо прочих достоинств, он, вероятно, видел усиленный многими веками успешной натурализации в Поднебесной мощный космополитический потенциал, особенно актуальный в то время, когда стране был брошен исторический вызов модернизации и вестернизации.
 
Чета Хардун сыграла заметную роль и в популяризации национального культурного достояния. Супруг финансировал качественное переиздание крупнейшего в имперский период иероглифического словаря «Кан-си цзы-дянь» (1716) и издание научных трудов, в частности, двух книжных серий «Сюэшу цунбянь» («Научная библиотека») и «Ишу цунбянь» («Художественная библиотека»), посвященных проблемам кит. археологии, палеографии и истории письменности. К работе в них в качестве автора и редактора (первой серии, 1916 – 1917) он привлек в 1916 поселившегося в Шанхае блестящего ученого, филолога и философа Ван Го-вэя (см. в т. 1, 1877 – 1927), выпустившего тут в свет свои классические работы по дешифровке и изучению шан-иньских надписей на гадательных костях (цзя гу вэнь, см. Инь-сюй). В свою очередь супруга под именем Цзи Фото здесь же опубликовала в 1917 («Ишу цунбянь», № 13 – 15) под заглавием «Цзянь-шоу-тан со-цан Инь-сюй вэнь-цзы» 戬寿堂所藏殷墟文字 («Письмена из Руин Инь, собранные в Кабинете Безграничного долголетия») с «исследованием и комментарием» (као ши 考释) Ван Го-вэя купленную ее мужем часть крупнейшей коллекции гадательных костей, оставшейся после смерти одного из первых их собирателей и публикаторов, известного чиновника, ученого и писателя Лю Э 刘鹗 (1857 – 1909), автора популярного романа «Лао-Цань ю цзи» 老残遊记 («Записки о похождениях Почтенного Цаня»/ «Путешествие Лао Цаня», англ. пер.: Lin Yutang, 1936, рус. пер.: В.Семанов, 1958).
 
Литература:
Бунаков Ю. Гадательные кости из Хэнани (Китай). Л., М., 1935, с. 21, 27, 64, 94; А Вэнь. Хатун цюань чжуань (Полное жизнеописание Хардуна). [Б.м.], 1997; Пань Гуан. Ютайжэнь цзай Шанхай (Евреи в Шанхае). Шанхай, 1995; он же. Ютайжэнь и Шанхай (Евреи вспоминают Шанхай). Шанхай, 1995; он же. Ютайжэнь цзай Чжунго (Евреи в Китае). Пекин, 2001, с. 31; Фо-цзяо да цыдянь (Большой словарь буддизма) / Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Наньцзин, 2002, с. 860, 881, 1258; Хатун сяньшэн жун-ай-лу (Записи соболезнований почившему господину Хардуну). Шанхай, 1932; Чжан Чжун-ли, Чэнь Цзэн-нянь. Шасюнь цзитуань цзай цзю Чжунго (Группировка Сассунов в старом Китае). Пекин, 1985; Betta C. Silas Aaron Hardoon (1951? – 1931): Marginality and Adaptation in Shanghai. Ph.D. diss., University of London, School of Oriental and African Studies, 1997; idem. Marginal Westerners in Shanghai: The Baghdadi Jewich Community, 1845 – 1931 // New Frontiers: Imperialism`s New Communities in East Asia, 1842 – 1952 / Ed. by R.Bickers, C.Henriot. Manchester, 2000, p. 38 – 54; idem. Myth and Memory. Chinese Portrayal of Silas Aaron Hardoon, Luo Jialing and the Aili Garden between 1924 and 1995 // Jews in China. From Kaifeng … to Shanghai / Ed. by R.Malek. Nettetal, 2000; idem. A Forgotten Baghdadi Jewish Tycoon: Silas Hardoon in Shanghai, 1874 – 1931 // Journal of the Babylonian Jewry Heritage Center. №14, Autumn 2003; Wang V. The Garden Where Aaron Loved Liza // Shanghai Star. 2003.02.13.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 548-549.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.