Синология.Ру

Тематический раздел


Пань цзяо

判教 «разграничение учений». Классификация буддийских доктрин по определенным критериям. Возникновение буд. школ в Китае и оформление их догматики заставляло их идеологов аргументировать претензии той или иной школы на абсолютную истинность ее учения и увязку его положений с положениями догматики и философии др. школ, также базировавшихся на сутрах (цзин [1]), в к-рых — и этого никто не отрицал — зафиксированы проповеди Будды. Поэтому в кит. буддийских школах огромное внимание уделялось «разграничению учений». В основу любой типологии был положен принцип движения от менее совершенного к более совершенному. Естественно, что в зависимости от принадлежности классификатора к той или иной буд. школе одни и те же учения занимали неодинаковые места в типологич. схемах. Доктрины о «разграничении учений» стали в Китае, а позже и в Японии, вводными разделами доктринальных комплексов буд. школ и представляли собой своеобразные «истории философий».
 
Литература:
Игнатович А.Н. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
 
Автор: Игнатович А.Н.

Практически все школы стремились создать собствен. концепцию буддийского учения (см. Буддизм), исходя из постулата, что буд. истина не содержится в раз и навсегда закрепленных формулах. Поэтому содержание буддийской проповеди каждый раз было различным, в зависимости от уровня подготовки и способности слушателей. В силу этого возникла идея различного уровня буд. сутр, неравноценности путей спасения. Каждая буддийская школа, представляя собств. классификацию учений, полагала свое учение совершеннейшим, в полной мере раскрывающим учение Будды, а соответственно учения др. школ считала более низкими, подготовительными.

В инд. буддизме сложилось неск. систем классификации учений, в частности, деление всех сутр на «нитартха» («окончательного значения») и «нейартха» («требующие интерпретации»). В Китае одна из ранних классификаций относится к V в.; необходимость в ней была вызвана переводом Дхармаксемой (Фа-сянь) «Сутры великой паринирваны» («Непань цзин», полное кит. назв. «Да бо непань цзин», санскр. «Махапаринирвана-сутра»). Поскольку содержание сутры выражало идеи виджнянавады, а в Китае в то время были широко распространены идеи шуньявады, то возникла дискуссия о природе реальности и близости к истине этих двух учений.

Хуй-гуань, ученик Кумарадживы, создал одну из первых классификаций в Китае, выдвинув концепцию «двух учений и пяти периодов» (эр цзяо у ши). «Два учения» представлены: 1) учением о мгновенном [просветлении] (дунь цзяо), к-рое приводит к мгновенному постижению истины; оно изложено в ряде сутр, в частности в «Хуаяньцзин» («Аватамсака-сутра», см. хуаянь-цзун); 2) учением о постепенном [просветлении] (цзянь цзяо) — постепенном постижении истины. Последнее, в свою очередь, делится на «пять периодов». 1) Особое учение трияны/«трех колесниц» (сань шэн бе цзяо), суть к-рого заключается в том, что для шраваков (шэнь вэн), пратьекабудд (чжи фо) и бодхисаттв (пуса) существуют свои собств. пути постижения буд. истины. Для шраваков это учение «четырех благородных истин» (сы ди), для пратьекабудд — учение пратитья-самутпада (двенадцатичленной цепи причинно-зависимого возникновения, ши эр инь-юань), для бодхисаттв — шесть парамит (лю ду, см. Боломидо). 2) Общее учение трияны/«трех колесниц» (сань шэн тун цзяо), к-рое изложено в сутрах праджняпарамиты (божэ боломидо), прежде всего в «Божэ боломидо синь цзин» («Махапраджняпарамита-хридая-сутра»). Эти сутры направлены на то, чтобы переучивать шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв. 3) Учение, принижающее [одних] и возвышающее [других] (и ян цзяо). Изложено в «Вэймоцзе со шо цзин» («Сутра о Вималакирти»). Своим назв. это учение обязано тому, что данная сутра «принижает» шраваков и «превозносит» бодхисаттв. 4) Учение всеобщего возвращения (тун гуй цзяо). Это учение базируется на «Мяо фа лянь хуа цзин» («Лотосовая сутра»), учение к-рой объединяет «три колесницы» — шравака-яну, пратьекабудда-яну и бодхисаттва-яну в «единую колесницу» (экаяна, и шэн) — Будда-яну (фо шэн), к-рая и есть махаяна (да шэн). 5) Учение вечного пребывания (чан чжу цзяо), основывающееся на «Непань-цзин» («Махапаринирвана-сутра»), в к-рой говорится о вечном пребывании Будды в нирване (непань).

Цзи-цзан не принял идею «пяти периодов» Хуй-гуаня. Согласно позиции Цзи-цзана, изложенной, в частности, в соч. «Сокровенный смысл трех шастр» («Сань лунь сюань и», верхний раздел), все сутры, независимо от того, являются ли они сутрами хинаяны (сяо шэн) или махаяны, существуют ради спасения всех живых существ, все они объясняют буд. путь; а поскольку способности разных людей воспринимать буд. учение различны, то форма его подачи не должна быть единой, раз и навсегда установленной, но содержание проповедей и их форма должны быть различными. В соответствии с этим Цзи-цзан придерживался широко распространенной в буддизме концепции «двух канонов, трех поворотов [колеса Учения/Дхармы]» (эр цзан сань лунь).

«Два канона» означают 1) палийский канон — «канон шраваков», неполное учение, буддизм хинаяны и 2) т.н. санскритский канон — «канон бодхисаттв», полное учение, буддизм махаяны.

Буддизм хинаяны (сяо шэн) не дает полного описания реальности, поэтому Цзи-цзан называет его бань цзы цзяо — «учением полуслов». Буддизм махаяны может быть понят как учение, дающее полное описание реальности (юань мань у цюэ ды мань цзы цзяо — досл. «всеохватное, без изъянов, полнословное учение»).

«Три поворота [колеса Учения/Дхармы]» (сань лунь, досл. «три колеса», «три круга») — это буд. концепция чакравартина/чакраварти-раджи (царь, вращающий колесо [Учения/Дхармы], лунь ван). Суть этой концепции в общем виде Цзи-цзан излагает в «Чжун лунь шу» («Комментарий к „Шастре о срединном видении“»; «Шастра о срединном видении» — санскр. «Мадхьямика-шастра»; см. «Чжун [гуань] лунь»). Так, буд. учение в своем развитии проходит три этапа. На первом все живые существа слушают наставления Будды, благодаря к-рым они могут стать буддами, достичь нирваны. Но многие не в состоянии понять смысл буд. учения, и потому на втором этапе появляются три буд. учения, три «колесницы»: шравакаяна, пратьекабуддаяна и бодхисаттваяна. На третьем этапе все три «колесницы» вновь приходят к одной — «колеснице Будды», ибо любой буд. путь в конечном счете приводит в нирвану.

Цзи-цзан в своих соч. «Фа хуа цзин ю и» («Краткое содержание “Лотосовой сутры”»), «Фа хуа цзин сюань лунь» («Трактат о сокровенном в “Лотосовой сутре”»), «Фа хуа тун люэ» («Обобщение “Лотосовой сутры”») детально рассматривает концепцию «трех поворотов [колеса Учения/Дхармы]». Коренной поворот (бэнь лунь) колеса Учения/Дхармы знаменуется появлением «Аватамсака-сутры», к-рая, однако, из-за своей сложности недоступна пониманию живых существ. Только бодхисаттвы могут понять ее глубокий смысл. Поэтому второй поворот колеса Учения/Дхармы (мо лунь, конечный поворот) знаменуется тем, что проповедуются сутры, доступные пониманию обычных людей. Это сутры хинаяны, а также сутры, предшествующие «Лотосовой сутре»: «Вималакирти-[нирдеша]-сутра» («Вэймоцзе со шо цзин»), «Праджняпарамита-сутра» («Божэ цзин») и др. На третьем этапе (гуй юань, возвращение к истоку) проповедуется «Лотосовая сутра», в к-рой провозглашается достижение нирваны всеми живыми существами без исключения.

Учение о «трех поворотах колеса Учения/Дхармы» Цзи-цзан воспринял от своего учителя, Фа-лана. Фа-лан проповедовал концепцию «трех учений» (сань цзяо), согласно к-рой существуют три этапа развития буддизма. На первом этапе проповедуется «Аватамсака-сутра», к-рая, однако, остается непонятой. Второй этап знаменуется появлением сутр, содержание к-рых может быть понято людьми. На этом этапе появляются хинаяна и махаяна, соответственно проповедуются сутры хинаянского и махаянского содержания, в зависимости от способностей людей («Праджняпарамита-сутра», «Вималакирти-сутра», «Лотосовая сутра» и др.). На третьем этапе проповедуется «Махапаринирвана-сутра», здесь раскрывается смысл того, что в конечном итоге все буд. сутры ведут к общей цели — нирване.

Литература:
Игнатович А.Н. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998; Хань Тин-цзе. Шэлунь ши ды шичэн цзи ци чжэли (Преемственность и основные философские воззрения учения шэлунь) // Чжунхуа фосюэ сюэбао. 1999. № 12 (июль).

Автор: Анашина М.В.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 545-547.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.