Синология.Ру

Тематический раздел


Нянь хао

年號 «девиз годов/эры [правления]». Словесная формула из двух, реже трех иероглифов (обычно терминов категориального ряда), в к-рой формулировались принципы и задачи правления, напр.: цзянь ань («строительство покоя»), чжэн дэ («утверждение добродетелей»), юн мин («вечное просветление»), чжи чжи («достижение порядка») и т.д. Эта система восходит к гос. практике гэн юань («изменение начала/эры»), гай юань («исправление начала/эры»), в к-рой царствование монарха начиналось через проведение определенных ритуальных и обрядово-практич. акций (изменения местоположения или назв. столицы, административно-территориального устройства страны, бюрократич. структур и т.п.), как бы заново. Существует т.з., что эта практика тоже возникла еще в древнейшем кит. гос-ве Шан-Инь (XVII–XI вв. до н.э.). Именно такой религ. смысл усматривают в неоднократном переносе его столицы на протяжении 1-й пол. эпохи Шан-Инь (Ранняя Инь, XVII–XIV вв. до н.э.). Гэн юань эпизодически применялась в эпоху Чжоу, в т.ч. правителями удельных царств. В обязательный элемент кит. имперского общ-ва она начала превращаться при первых монархах Хань. Императоры Вэнь-ди (179–156 до н.э.) и Цзин-ди (156–140 до н.э.) дважды (через каждые 6 лет) объявляли об «обновлении» своего царствования. Традиция девизов правления была введена императором Хань У-ди, все время правления к-рого (141–87 до н.э.) четко подразделяется на 6-летние периоды: Цзянь юань («Установление эры [правления]), 140–135 до н.э.), Юань гуан («Эра сияния», 134–129 до н.э.) и т.д. В 104 до н.э., сразу после проведения календарной реформы, У-ди объявил об очередном «обновлении» своего правления (104–101 до н.э.) и провозгласил определяющую его словесную формулу — Тайчу («Великое начало»), к-рая и стала первым собственно нянь хао. При след. монархах Зап. Хань (206 до н.э. — 8 н.э.) провозглашение девиза правления превратилось в нормативный элемент процедуры вступления на трон, а «обновления» правления продолжали проводиться регулярно, через равные временные интервалы (6 лет, 4 года). Тогда же офиц. летоисчисление стало вестись, исходя из девизов правления: «начальный год (юань нянь) под девизом/эры Тай чу», «второй год (эр нянь) под девизом/эры Тай чу» и т.д. В дальнейшем смена девизов правления приобрела религиозно-политич. смысл: она могла осуществлять в любой момент, когда в обществе проявлялись кризисные тенденции, и возникала потребность в «обновлении» правления. Конец этой традиции был положен при Мин (1368–1644), что также по своей сути являлось календарной реформой: девиз правления стал провозглашаться единожды, при вступлении на трон, и сохраняться на всем протяжении царствования императора. Поэтому императоров Мин и Цин (1644–1911) принято именовать не только по храмовым (посмертным) титулам, но и девизам правления. Например, основатель Мин — Чжу Юань-чжан (1328–1398) в кит. источниках и науч. лит-ре именуется и как Мин Тай-цзу («Великий предок Мин», храмовое имя), и как император Хун-у (по девизу правления). Его преемник Чжу Ди (1403–1424) — Чэн-цзун и Юн-лэ. Всего в кит. истории насчитывается 800 нянь хао, к-рые дают представление и о ходе историко-политич. процессов в каждый конкретный период (длительность сохранения девиза правления служит верным признаком стабильности царствования, частота их смены — кризисной ситуации), и о нюансах офиц. идеологии (употребление тех или иных категориальных терминов).
 
Новая масштабная календарная реформа была предпринята сразу же после утверждения Китайской Республики (Миньго): введения сплошного летоисчисления, исходя из времени царствования легендарного Желтого императора (Хуан-ди), над вычислением к-рого кит. ученые трудились неск. лет (1903–1911). Именно тогда его хронологич. рамки были определены в 2697–2597 до н.э. Согласно этим расчетом, день провозглашения Китайской Республики (1 янв. 1912 г.) наступил ровно через 4610 лет после дня вступления Хуан-ди на трон. Подобные эксперименты лишний раз доказывают значимость календарных реалий для офиц. идеологии Китая и их генетич. связь с древнейшими религ. представлениями.
 
Литература:
Мартынов А.С. Девизы правлений китайских императоров (нянь-хао) // Письменные памятники и проблемы истории культуры Востока XII. Ч. 1. М., 1977; Перечень девизов царствования // Большой китайско-русский словарь / Под ред. И.М. Ошанина. Т. 1. М., 1983; Чжунго лиши нянь цзяньбяо (Погодные таблицы истории Китая). Пекин, 1974; Чжунго лиши нянь хао (Девизы правления истории Китая) // Чжунго лиши жэньу цыдянь (Словарь исторических личностей Китая). Хэйлунцзян, 1988; Wilkinson E. Telling Time // Wilkinson E. Chinese History. A Manual. Revised and Enlarged. Harvard-Yenching Institute Monograph Series. 52 (2000).
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 540-541.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.