Синология.Ру

Тематический раздел


Мин тан

明堂 «пресветлый престол», «зал просветления». Ритуальный зал, служивший в древнем Китае для приема правителем подданных. Именовался также куньлунь по названию священной горы — обиталища небожителей. В китайской культуре понятие мин тан осталось символом гармонии, миропорядка. В древности слово тан (зал, храм) было синонимично понятию мин [3] (ясный, светлый); т.о., назв. подчеркивало характер мин тан как места для инициации — «просветления», перехода в иное качество, причем инициация считалась исходящей от высшего начала и транслирующейся через правителя. Вероятно, первоначально мин тан был священным местом моления Небу (тянь [1]) и воплощал функцию медиации между Небом и Землей. По легендам, первый мин тан, соотносимый в разных источниках либо с архаич. традицией легендарных первоимператоров (Хуан-ди), либо с периодом Чжоу (XII/XI–III вв. до н.э.), представлял собой крытое соломой сооружение без стен, имевшее четыре выхода, с «квадратным основанием и круглым верхом» (символика сторон света, квадратной Земли и круглого Неба). Согласно гл. 31 («Мин тан вэй» — «Позиции на пресветлом престоле») конфуцианского канона «Ли цзи»,там принимали помазание на правление («вогосударствлялись» — го [1]) правители уделов и вожди племенных союзов. Древнейшие упоминания о мин тан содержатся также в «Чжоу ли» и «Хуайнань-цзы». В комплексе из пяти священных залов, расположенных по принципу девятеричного квадрата (см. Цзин - вэй; Хэ ту, ло шу; Цзин тянь; Цзю чоу), мин тан занимал южн. позицию, что по кит. космологич. представлениям подчеркивало его главенство. Неоднократные попытки соорудить мин тан предпринимались императорами в эпоху Хань (кон. III в. до н.э. — III в. н.э.), для чего придворные ученые получали задания представить государю соответствующий проект. Традиция их построения прослеживается до VI в., последующие упоминания о них сомнительны. Крупнейшие мин тан размещались в Лояне и Чанъани (совр. Сиань), они неоднократно горели и отстраивались вновь. Остатки предположительно классич. мин тан эпохи Хань найдены в южн. пригороде Сиани. Сооружение представляло собой ступенчатую прямоугольную постройку, окруженную рвом с водой, со сторонами свыше 200 м.
 
В мин тан реализовывались космогонич. символика инь–ян, «пяти элементов» (у син), слияния небесного и земного начал, к-рые передавались с помощью особенностей архитектуры мин тан, и нумерологической конструкции (см. Сяншучжи-сюэ); последние содержались в текстах, посвященных мин тан. Вероятно также, что построение мин тан соотносилось с астрономич. объектами, в частности с созвездием Большой Медведицы. В зале мин тан правитель, чей образ сополагался с небесным началом, должен был осуществлять стяжение Неба и Земли, мира сакрального и людского, приводя т.о. вещи к гармонии. Мироустроительная функция мин тан символически проявлялась, напр., в особом порядке размещения гостей-подданных в зале. В мин тан съезжались правители уделов (хоу [3], бо [1], цзы [3], нань [2]), а также «варвары четырех сторон света», к-рые занимали строго определенные места в зале, соответственно «сторонам», откуда прибыли, лицом к правителю. В центре зала находился сам правитель и три князя (гун [2]; см. Да тун; Гун [1]).
 
Мироустроительная символика мин тан оказала влияние на разработку ряда текстологич. и нумерологич. схем, воплощавших гармонию Поднебесной, на теорию акупунктуры, а также схемологию тай цзи (Великого предела), «пяти элементов».
 
Литература:
Блинова Е.А. «Пресветлый престол» (Мин тан) как пространственно-административная (землеустроительная) схема // XIX НК ОГК. Ч. 1. М., 1988; Ван Го-вэй. Мин тан мяо цинь тун као (Общее исследование храмовых залов пресветлого престола) // Гуань-тан цзи линь (Собр. [соч. Ван] Гуань-тана). Кн. 1. Пекин, 1959, с. 123–144; Ван Ши-жэнь. Хань Чанъань чэн наньцзяо личжи цзянь чжу (Ритуальная постройка эпохи Хань в южном предместье Чанъани) // Каогу. 1963, № 9; Maspero Н. Le Ming-T'ang et la crise religieuse chinoise avaint les Han // Mélange chinoise et bouddhiques. Brux., 1951, vol. 9.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 342-343.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.