Синология.Ру

Тематический раздел


Лю ши эр цзянь

六十二見 «шестьдесят два взгляда/воззрения». В буддизме махаяны (да шэн) число возможных точек зрения на единичные сущности. Имеется множество перечней лю ши эр цзянь. В «Махапраджняпарамита-сутре» (см. «Да пинь божэ боломидо цзин») как единичные сущности анализируются скандхи (юнь [2]; см. У юнь), рассматриваемые в трех аспектах с четырех т. зр.:
 
1. Скандха а) «постоянна» (т.е. существует вечно); б) «непостоянна»; в) и «постоянна», и «непостоянна»; г) и «непостоянна», и не «непостоянна». Поскольку скандх пять, то первый «блок» насчитывает 20 «взглядов».
 
2. Скандха а) имеет границы; б) не имеет границы; в) и имеет, и не имеет границы; г) и не имеет, и не не имеет границы. Второй «блок» также насчитывает 20 «взглядов».
 
3. Скандха а) существовала в прошлом; б) не существовала в прошлом; в) и существовала, и не существовала в прошлом; г) не существовала, и не не существовала в прошлом. Т.о., третий «блок» насчитывает 20 «взглядов». Последние два «взгляда»: тела людей и богов а) одинаковые, б) разные.
 
Несколько по-другому интерпретировали лю ши эр цзянь Чжи-и, Цзи-цзан  и др. наставники китайских буддийских школ. Скандха может рассматриваться с четырех т. зр.:
 
1) скандха есть «я»;
2) «я» отделено от скандхи;
3) скандха — великое, «я» — малое, «я» пребывает в скандхе;
4) «я» — великое, скандха — малое, скандха пребывает в «я».
 
Поскольку скандх пять, то число «взглядов» — 20. Далее рассуждения переводятся во временной уровень: т.к. скандхи были, есть и будут, то «взглядов» становится 60.
 
Два последних «взгляда»: а) существование скандх дискретно; б) существование скандх постоянно.
 
Согласно «Сутре о цветке лотоса чудесной Дхармы» (см. «Мяо фа лянь хуа цзин») эти «шестьдесят два взгляда» являются «густым лесом ложных взглядов».
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; он же. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
 
По материалам А.Н. Игнатовича и М.Е. Ермакова

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 517-518.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.